Это немного сокращенный перевод материала нашего корреспондента в Африке. Оригинал на английском языке можно прочитать здесь.
В результате бомбардировок жилых районов, рынков, школ и лагерей для перемещенных лиц, осуществленных суданскими ВВС, погибли по меньшей мере 1700 мирных жителей, утверждается в расследовании проекта Sudan Witness Project, которое отслеживало воздушные налеты в ходе гражданской войны в Судане.
Sudan Witness Project (текст доступен с 10 декабря) сообщает, что собрал самое большое количество данных о военных авиаударах в ходе конфликта, начавшегося в апреле 2023 года.
По данным проекта, военно-воздушные силы использовали неуправляемые бомбы в населенных районах.
Речь идет об ударах, которые наносит армия страны — Суданские вооруженные силы (SAF). Противостоящие им Силы быстрой поддержки (RSF) не имеют собственной авиации и наносят удары с помощью беспилотников, однако в расследовании они не учитывались.
RSF обвиняют в участии в этнических чистках в Дарфуре на западе Судана, США обвиняют повстанцев в геноциде.
«RSF несут ответственность за многочисленные разрушения и нарушения, и я считаю, что это справедливо, — говорит Марк Сноэк, руководивший проектом. — Но я думаю, что SAF также должны нести ответственность за свои действия».
Суданскую армию обвиняют в неизбирательных бомбардировках.
SAF не ответила на запрос Би-би-си о комментарии, но ранее отрицала обвинения в нанесении ударов по гражданским лицам, заявляя, что наносит их «исключительно по местам скопления, позициям и базам RSF, признанным законными военными целями».
Sudan Witness — это инициатива Центра информационной устойчивости (CIR), некоммерческой организации, которая занимается раскрытием нарушений прав человека. Проект получил финансирование от британского Министерства иностранных дел.
Согласно предварительной копии отчета, полученной Би-би-си, Sudan Witness проанализировал 384 авиаудара, нанесенных в период с апреля 2023-го по июль 2025 года.
Согласно документам, в результате инцидентов погибло более 1700 мирных жителей и 1120 получили ранения. Исследователи считают эти цифры заниженными, поскольку в них использованы самые низкие зарегистрированные показатели.
В 135 случаях удары наносились по жилым районам, с подтвержденным разрушением домов и гражданской инфраструктуры.
В 35 случаях бомбы попадали в рынки и коммерческие объекты — часто, когда они были переполнены людьми. А 19 ударов затронули уязвимые группы населения в таких местах, как медицинские учреждения, лагеря для перемещенных лиц и учебные заведения.
Sudan Witness признает, что его исследование неполное, поскольку результаты отражают доступ к данным, а не общее количество ударов: надежные данные из зон конфликта получить трудно из-за плохой связи и нехватки надежных источников, а удары по военным целям в отчетах, вероятно, занижаются.
Однако проект утверждает, что благодаря строгой методологии удалось составить более полную картину военных воздушных операций, визуализировав информацию на интерактивной карте, которая показывает масштаб и воздействие на гражданское население.
Sudan Witness рассчитывает уровень достоверности сообщений о воздушных ударах на основе общедоступной цифровой информации. Учитываются надежность источника, способность анализировать местоположение с помощью видео, размещенных в социальных сетях, и доступных спутниковых снимков.
«Чтобы мы могли утверждать, что Суданские вооруженные силы нанесли авиаудар по определенному месту в определенное время, необходимо, чтобы SAF были засняты на видео, которое можно проверить, — говорит Сноэк. — А это очень высокий порог, потому что такие видеозаписи в Судане — большая редкость. Поэтому мы проанализировали сотни заявлений об авиаударах, чтобы составить более полную картину».
По словам Сноэка, основные закономерности, которые прослеживаются, — это повторяющиеся удары по жилым кварталам и рынкам, а также большое количество предполагаемых ударов по важным гуманитарным и медицинским объектам.
«Я думаю, что эти закономерности явно указывают на то, что SAF не делает достаточно для предотвращения жертв среди гражданского населения», — сказал он.
Некоторые из инцидентов, о которых сообщил Sudan Witness, подтверждены только сообщениями с мест. В тех случаях, когда удалось найти подтверждающие доказательства, исследователи включили их в общий отчет с низкой или средней степенью достоверности.
Однако проект выделяет случаи, когда удалось идентифицировать боеприпасы, воронки от ударов или повреждения от осколков.
В одном из таких случаев Sudan Witness подтвердил несколько видео и изображений, на которых видна воронка с неразорвавшейся бомбой, сброшенной с воздуха, в лагере для перемещенных лиц Замзам в Северном Дарфуре.
По всей видимости, ее оставил неуправляемый боеприпас SH-250, произведенный суданской компанией Military Industry Corporation.
«Это по-прежнему один из самых тревожных случаев, с которыми я сталкивался, — говорит Сноэк. — Зачем сбрасывать неуправляемую бомбу на лагерь для внутренне перемещенных лиц? В то время эта территория даже не находилась под контролем RSF, и логика этого удара до сих пор остается для меня загадкой».
Многие из воздушных атак, приписываемых SAF, произошли в Дарфуре, который контролируют Силы быстрой поддержки.
К ним относится удар, нанесенный в августе 2024 года по больнице в Эль-Дайине, исторической столице народа ризейгат, к которому принадлежит большинство RSF.
Sudan Witness подтвердил подлинность видеозаписи, на которой видно поврежденное осколками здание. Всемирная организация здравоохранения и детский фонд ООН ЮНИСЕФ сообщили, что 16 гражданских лиц были убиты, в том числе три ребенка и один медицинский работник.
Этот удар подвергли критике даже союзные суданской армии повстанцы. Независимый новостной портал Sudan Tribune процитировал слова представителя «Движения за справедливость и равенство», заявившего, что граждан удивили неизбирательные авиаудары по больницам и жилым домам.
Город Ньяла в штате Южный Дарфур часто становится мишенью воздушных ударов. Как считается, в основном через его аэропорт RSF получают оружие, в том числе современные беспилотники, поставляемые ОАЭ. Абу-Даби отрицает, что поддерживает RSF.
SAF заявляет, что наносит удары по городу с целью предотвратить военные поставки. Однако, по данным экспертов, армия не располагает высокоточным оружием, способным точно поразить цели в густонаселенной местности.
Sudan Witness заявляет, что удары по оживленным рынкам и торговым центрам не только убивают мирных жителей, но и нарушают экономическую стабильность и усугубляют гуманитарный кризис.
В октябре прошлого года по меньшей мере 65 человек были убиты и 200 ранены в результате бомбардировки, которая разрушила рынок аль-Кума в Северном Дарфуре.
Sudan Witness проверила местоположение видеозаписи разрушенного рынка и подтвердила его с помощью спутниковых снимков, на которых видны новые следы пожара в этом районе.
Аль-Кума находится примерно в 80 км к северо-востоку от Эль-Фашера, до недавнего времени бывшего центром ожесточенных боев, и попала под перекрестный огонь авиаударов SAF по силам повстанцев.
«Армия страны не может бомбить людей с помощью своих ВВС и утверждать, что делает это для защиты страны», — заявил местный чиновник независимой суданской телекомпании Dabanga.
Другой местный источник сообщил, что с начала войны город подвергся более чем 30 воздушным налетам.
«Эти доказательства военных авиаударов по рынкам и другим гражданским объектам свидетельствуют о явном и недопустимом пренебрежении безопасностью ни в чем не повинных суданских граждан, — заявил представитель британского МИД. — Независимо от того, на чьей стороне конфликта они находятся, виновные в этих чудовищных преступлениях должны быть привлечены к ответственности».
Sudan Witness Project отмечает, что в последние месяцы обе стороны перешли к ударам с помощью дронов.
«Ни одна из сторон не использует беспилотники и авиацию в первую очередь для нанесения ударов по военным объектам — они либо действуют без разбора, либо стремятся запугать гражданское население, находящееся под контролем противника, что является военным преступлением», — говорит Джастин Линч, управляющий директор Conflict Insights Group, которая отслеживает поставки иностранного оружия в Судан.
«Конфликт в Судане — это на самом деле война против гражданского населения, — сказал он Би-би-си. — Воздушные силы и другое тяжелое вооружение непропорционально применяются против гражданского населения, а не против военных».
Суданская армия заявляет, что повстанцы намеренно укрываются в жилых кварталах, и настаивает на том, что строго соблюдает международные гуманитарные законы и правила ведения боевых действий, включая защиту гражданского населения и его имущества.
Обе стороны в войне в Судане обвиняются в военных преступлениях.
На этой неделе RSF и ее союзника, «Суданское освободительное движение-Север» обвинили в ударах беспилотниками по детскому саду и больнице в городе Калоги в Южном Кордофане.
По данным ВОЗ, 114 человек были убиты, в том числе 63 ребенка.
Подписывайтесь на наши соцсети и рассылку
По словам Линча, воздушная война главным образом затрагивает мирных жителей, не принося военного успеха ни одной из сторон.
«SAF использовала воздушные операции в ходе захвата Хартума, но, за исключением того случая, ее авиаудары привели к гибели большого числа гражданских лиц и не принесли значительного военного успеха, — сказал он. — Точно так же RSF использует иностранных наемников, поддерживаемых ОАЭ, для управления беспилотниками, но, за некоторыми исключениями, это не принесло реальных результатов».
- Суданские повстанцы согласились на гуманитарное перемирие по предложению США
- «Они хотели нас казнить». Очевидцы рассказали об осаде города Эль-Фашир в Судане, где происходили массовые убийства
- Повстанцы в Судане объявили о взятии города Эль-Фашир после многомесячной осады. Там голодали до 300 тыс. человек















