Site icon SOVA

АМЮГ: 2025 — это год ограниченных свобод в Грузии

fon новости АМЮГ, Ассоциация молодых юристов Грузии, Нона Курдованидзе, права человека

НПО АМЮГ (Ассоциация молодых юристов Грузии) опубликовала доклад, где утверждается, что 2025 год является годом ограниченных свобод. В частности, автократическое законотворчество, неравноправное ограничение свобод оказали особое давление на свободу выражения мнений, собраний и объединений.

Глава Ассоциации Нона Курдованидзе заявила, что в 2025 году продолжился процесс укрепления авторитарного правления, начатый в 2024 году и особой мишенью репрессий стали инструментальные права, которые являются краеугольным камнем демократического общества и гарантиями осуществления других прав — свободы выражения мнений, собраний и объединений.

«Согласно докладу, в течение этого года продолжался процесс укрепления авторитарного правления, начатый в 2024 году: преднамеренный подрыв прав человека и демократии различными методами, включая ухудшение законодательной базы, физическое насилие, необоснованные задержания и штрафы, политически мотивированное правосудие и кампании дезинформации.

<…> Одной из главных целей репрессий была свобода выражения мнений. Законодательная база, регулирующая свободу выражения мнений, значительно ухудшилась, в том числе из-за запрета оскорблять государственных служащих и политических деятелей, ослабления гарантий защиты публичных дискуссий о клевете, полного запрета на получение иностранного финансирования вещательными компаниями, ограничения деятельности СМИ в судах», — отметила она.

Глава НПО также подчеркнула, что «Грузинская мечта» внесла многочисленные изменения, несовместимые с правами человека, в Кодекс об Административных правонарушениях, Уголовный кодекс и закон «О собраниях и манифестациях» — ввела новые правонарушения, значительно усилила санкции.

«В течение всего года против протестующих активно применялись необоснованные административные аресты, высокие штрафы, физическое насилие. В отчете подчеркивается, что в плане свободы объединений ситуация в 2025 году значительно ухудшилась.

Кроме принятия репрессивных законов, «Грузинская мечта» ограничивала гражданское общество политически мотивированным расследованием, арестом счетов и допросами.

Одной из наиболее важных проблем стало политически мотивированное уголовное правосудие: с весны 2024 года по сентябрь 2025 года рассмотрение уголовных дел в отношении 69 человек в суде первой инстанции выявило, что использование механизмов уголовного преследования активистов направлено не только на предотвращение конкретного возможного преступления, но и на оказание давления на право на свободу собраний и выражения мнений», — заявила Курдованидзе.

В докладе неправительственной организации также говорится о жестоком обращении с протестующими, которое продолжилось и в 2025 году.

«В ноябре-декабре 2024 года лица, ответственные за систематические пытки, остались безнаказанными», — подчеркивают в НПО.

В отчете АМЮГ также анализируется ухудшение ситуации с точки зрения реализации права на равенство и положения уязвимых групп — в течение 2025 года антигендерная риторика, законы и действия продолжали подрывать многолетний прогресс в области гендерного равенства, поощряя сексизм и гомофобию/трансфобию.

Курдованидзе отметила, что также игнорируются экономические, социальные и культурные права.

«В 2025 году внимание привлекли и пагубные последствия реализации права на достойное жилище и права жить в безопасной окружающей среде. В докладе также рассматриваются несколько случаев, зарегистрированных в 2025 году, когда гибель людей, вероятно, была связана с пренебрежением государством позитивными обязательствами, вытекающими из права на жизнь/отсутствием превентивных мер.

Следует отметить, что сотрудники организации смогли подготовить отчет в условиях, когда АМЮГ функционировала в условиях враждебного отношения правительства, в то время как пропагандистские медиа-средства и официальные лица, наряду с ограничительным законодательством, подвергали постоянным нападкам деятельность правозащитной организации (самое АМЮГ — ред.)», — заключила Нона Курдованидзе.

Exit mobile version