Британские ученые, изучившие приверженность различных животных к верности в семейных отношениях в течение жизни, пришли к выводу, что с точки зрения моногамии люди больше всего похожи на сурикатов.
Это адаптированный перевод репортажа корреспондента Би-би-си. Оригинал на английском языке можно прочитать здесь.
Примечательно, что Homo sapiens имеют в этом отношении больше общего с этими представителями семейства мангустовых, чем со своими ближайшими родственниками — приматами.
Показатель моногамии людей (то есть вероятность того, что тот или иной представитель этого вида останется верным своему партнеру или партнерше) составил 66%.
При этом у сурикатов эта цифра — 60%, а приматы оказались в самом конце рейтинга: показатель «верности» у горных горилл только 6%, а у шимпанзе (как и у дельфинов) — 4%.
Еще одно животное, которое часто сохраняет одного партнера в течение жизни, — это бобры: у них показатель моногамии составил 73%.
Как это считали?
Один из авторов исследования — Марк Дайбл из Кембриджского университета — объясняет, что для составления рейтинга моногамии различных млекопитающих он изучил несколько поколений 30 видов различных животных и установил, сколько из них являются прямыми братьями и сестрами (то есть имеют одних и тех же отцов и матерей). Он также определил, насколько много представителей одного поколения являются сводными братьями и сестрами.
«В том, что касается моногамии, есть своего рода высшая лига, и люди в нее уверенно входят. Но подавляющее большинство других млекопитающих отличаются намного менее постоянным подходом к спариванию», — говорит Дайбл.
«Хотя число единокровных братьев и сестер, которое мы зафиксировали у людей, больше всего совпадает с такими видами, как сурикаты или бобры, существующие у людей социальные системы совсем иные», — рассказал Дайбл Би-би-си.
«Большая часть этих видов живет в социальных группах, напоминающих колонии, а некоторые — в отдельных парах, которые ведут совместное существование. Люди ведут себя совсем иначе. Мы живем в социальных группах, состоящих из множества мужчин и женщин, в рамках которых существуют моногамные, или парные единицы», — добавляет эксперт.
В животном мире, продолжает ученый, у моногамных отношений есть свои преимущества: отец с матерью живут вместе по крайней мере в сезон размножения, чтобы совместно ухаживать за потомством и отваживать конкурентов.
По данным исследования, наиболее приверженным долговременным семейным отношениям животным является калифорнийский хомячок — его показатель моногамии составил все 100%.
А на последнем месте рейтинга моногамии оказались овцы с шотландского острова Соэй (часть архипелага Сент-Килда на севере Атлантического океана). У них доля полнокровных братьев и сестер составила всего 0,6%.
По словам ученого Кита Опи из Университета Бристоля (он не принимал участие в исследовании), выводы научной группы Дайбла позволяют составить более полное представление о причинах появления моногамии у людей.
«Мне кажется, эта работа дает нам очень ясное понимание, что люди являются моногамным видом, если судить по их истории и территории существования, — говорит Опи. — Наше общество намного ближе к шимпанзе или к бабуинам, но вышло так, что в отношении выбора партнеров мы пошли другим путем».
Выводы нового исследования опубликованы в научном журнале Proceedings of the Royal Society: Biological Sciences.















