Президент США Дональд Трамп заявил, что американские власти захватили «очень большой» нефтяной танкер у побережья Венесуэлы. По его словам, для захвата танкера были «веские причины», и пообещал предоставить подробности позже.
«С точки зрения новостей это был интересный день. Как вы, наверное, знаете, мы только что захватили танкер у побережья Венесуэлы, большой танкер, очень большой, крупнейший из когда-либо захваченных. Происходят и другие вещи, так что вы увидите это позже и поговорите об этом позже с другими людьми», — сказал президент США журналистам в Белом доме.
«Он был захвачен по очень веской причине», — сказал он журналистам чуть позднее, не вдаваясь в подробности. Трамп также пообещал, что в ближайшее время будут опубликованы фотографии.
Вскоре после заявления Трампа генеральный прокурор США Пэм Бонди опубликовала в соцсетях дополнительную информацию, заявив, что танкер уже много лет находится под санкциями из-за «участия в незаконной сети перевозки нефти, поддерживающей иностранные террористические организации».
Она сообщила, что ФБР, Министерство внутренней безопасности и Береговая охрана США при поддержке Министерства обороны «исполнили ордер на арест нефтяного танкера, использовавшегося для перевозки санкционной нефти из Венесуэлы и Ирана».
Бонди добавила, что захват судна у побережья Венесуэлы был «проведен безопасно и успешно», а расследование «перевозки санкционной нефти» продолжится.
Она также опубликовала короткую видеозапись самой операции.
Венесуэла в ответ на захват танкера выпустила заявление, в котором осудила Дональда Трампа, подчеркнув, что «цель президента США всегда заключалась в том, чтобы захватить венесуэльскую нефть без какой-либо компенсации».
Также в заявлении Каракаса сказано, что причины продолжительной агрессии США против Венесуэлы «наконец-то раскрыты»: «Это не миграция. Это не наркотрафик. Это не демократия. Это не права человека. Речь всегда шла о наших природных ресурсах, нашей нефти, нашей энергии — ресурсах, которые принадлежат исключительно венесуэльскому народу».
В последние недели США усилили военное присутствие у побережья Венесуэлы, заявив, что эти действия направлены на борьбу с наркотрафиком, однако в Каракасе считают, что Вашингтон стремится к смене режима, чтобы получить контроль над венесуэльскими природными ресурсами, в первую очередь нефтью.
В отношении венесуэльской нефти введены санкции, хотя для некоторых компаний, например, американской Chevron, действуют исключения из санкционного режима. Chevron осуществляет бурение во многих частях Венесуэлы и работает совместно с государственной нефтяной компанией Petroleos de Venezuela (PDVSA), отмечают корреспонденты Би-би-си.
В конце ноября сообщалось о телефонном разговоре Дональда Трампа с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро, мы подробно писали об этом.
С сентября США нанесли удары более чем по 20 судам в Карибском море, подозреваемым в наркоторговле, в результате чего погибли по меньшей мере 87 человек.
В понедельник Трамп заявил изданию Politico, что «дни Мадуро сочтены», и не исключил возможности наземного вторжения США в Венесуэлу.
Начало нового этапа конфронтации
Энтони Зуркер, корреспондент Би-би-си в Северной Америке
Не нужно слишком углубляться в учебники истории, чтобы понять, что морские столкновения могут привести к войнам. Участие США во Вьетнамской войне усилилось после инцидента в Тонкинском заливе.
По-прежнему мало что известно о захвате США нефтяного танкера у побережья Венесуэлы. Но эти действия могут свидетельствовать о том, что американская операция в регионе, где в настоящее время находится более 15 тысяч американских военных, вступает в новую, более интенсивную фазу.
Еще один момент, на который следует обратить внимание, — это резкий рост цен на нефть. Трамп часто хвастается тем, что цены на бензин в США упали по сравнению с максимумами эпохи Байдена. Этот инцидент может изменить ситуацию.
Ситуация вызывает серьезные вопросы, не в последнюю очередь о правовом и политическом обосновании захвата. Является ли это первым шагом к морской блокаде южноамериканской страны? Шел ли танкер под венесуэльским флагом? Что США намерены делать с судном — «крупнейшим из когда-либо захваченных», как выразился Трамп.
«С точки зрения новостей это был интересный день, — сказал Трамп журналистам. — Происходят и другие вещи».
Самый большой вопрос теперь заключается в том, какие еще «другие вещи» запланировал президент.















