Фэмили фото с Путиным: премьера Грузии раскритиковали за поездку в Ашхабад - SOVA
политика

Фэмили фото с Путиным: премьера Грузии раскритиковали за поездку в Ашхабад

Очередная поездка премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе в Туркменистан обернулась скандалом внутри страны. Причина – его участие в одном мероприятии с Владимиром Путиным – президентом страны, продолжающей оккупацию грузинских территорий. Недовольство многих в Тбилиси вызвала и тема форума: нейтралитет как залог мира и стабильности. Критики считают, что эта идея формирует новый нарратив «Грузинской мечты».

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Владимир Путин, Грузия-Россия, Ираклий Кобахидзе, Туркменистан

В одной из самых закрытых и авторитарных стран мира прошел международный форум под размытым лозунгом «Мир и доверие: единство целей в интересах устойчивого будущего». Приглашены на него были в основном лидеры государств, где демократия сталкивается с проблемами. В том числе – премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе.

Форум посвящен 30-летию объявления Туркменистаном нейтралитета. Официально основой внешнеполитического курса Ашхабада является т. н. принцип «постоянного позитивного нейтралитета», что отражается в конституционном «отказе от применения силы и участия в военных блоках и союзах».

Похожие месседжи на туркменском форуме озвучил премьер Грузии Кобахидзе:

«Мы руководствуемся четкой ориентацией на мирную политику и стремимся внести вклад в устойчивость региона, предоставляя нейтральное и надежное пространство для диалога на Южном Кавказе».

Выступая с речью на пленарном заседании в присутствии главы Кремля Владимира Путина, Кобахидзе вскользь коснулся проблемы оккупации грузинских территорий, при этом не упомянул напрямую Россию. По его словам, Тбилиси рассматривает мир «не только как политический выбор, но и как экзистенциальный приоритет».

Многие критики восприняли эти слова как «публичную капитуляцию» и сигнал Путину: Грузия расценивает оккупацию Сухуми и Цхинвали как свершившийся факт. Кроме того, упоминание Южного Кавказа как «нейтрального пространства» для диалога некоторые расценили как намек на возможный окончательный отказ от евроатлантических устремлений. Лояльные «Грузинской мечте» политические силы уже поднимают вопрос о необходимости исключить из Конституции страны статьи о приверженности вступлению в ЕС и НАТО.

При этом на форуме в Ашхабаде президент РФ тоже сделал заявление в духе Кобахидзе, выступив в поддержку «миролюбия и невмешательства во внутренние дела других государств». Он также отметил, что выбор Туркменистана в пользу постоянного нейтралитета определил его стратегический вектор развития как независимого и суверенного государства, которое пользуется заслуженным уважением и авторитетом во всем мире.

политика featured, Владимир Путин, Грузия-Россия, Ираклий Кобахидзе, Туркменистан

Появление Кобахидзе и Путина не только на одном мероприятии, но и на одном снимке – т. н. «семейном фото» – вызвало бурную реакцию в Тбилиси.  Пятый президент Грузии Саломе Зурабишвили назвала визит премьер-министра в Туркменистан проявлением политического дрейфа в сторону авторитарных режимов.

«Нет Кобахидзе и Путину, стоящим вместе! Нет капитуляции Грузии!», – написала Зурабишвили в соцсети X.

Похожую оценку высказал член партии «Лело» Тазо Датунашвили, обвинивший Кобахидзе в «демонстративном сближении с автократиями» и подчеркнув, что «появление премьер-министра на форуме, главным гостем которого стал лидер оккупирующей страны, не может иметь иного объяснения».

По словам бывшего посла Грузии в России Валерия Чечелашвили, участие Кобахидзе в одном политическом мероприятии с Путиным не свидетельствует о перспективах восстановления дипломатических отношений с Россией. Он напоминает, что Кремль «продолжает жестко отрицательную риторику», утверждая, что решение о признании независимости Абхазии и Цхинвальского региона «пересмотру не подлежит». А значит у властей в Тбилиси сокращается пространство для маневров.

«Любое правительство, которое даже намекнет на возможность восстановления дипломатических отношений, столкнется с непреодолимым сопротивлением общества. Это та красная черта, с которой грузинская общественность никогда не согласится».

Чечелашвили считает, что поездка Кобахидзе в Ашхабад объясняется ограниченным выбором направлений, доступных премьеру в нынешней международной обстановке.

«Он ездит туда, куда может. В нынешней ситуации у него мало возможностей посещать европейские столицы, кроме, пожалуй, Будапешта или Братиславы. Поэтому участие в форуме в Ашхабаде было, скорее, прагматичным шагом».

«Нейтральные» и зависимые: разбор нового актора в Грузии

Нынешний визит в Туркменистан для Ираклия Кобахидзе – уже третий за год. Несмотря на заявленный прозападный курс правящей партии, премьер больше не ездит в Европу. Теперь его основные направления – страны с авторитарными или гибридными режимами.

Туркменистан, к примеру, стабильно занимает одни из последних мест в мире по уровню политической, экономической и медийной свободы. Международные рейтинги Freedom House и Reporters Without Borders относят страну к числу «наименее свободных» государств, где власть полностью контролирует СМИ, гражданские свободы строго ограничены, а внешняя политика остается изолированной и закрытой для международного диалога.

При этом Чечелашвили отмечает, что Туркменистан может представлять собой потенциального партнера Грузии, в первую очередь в экономическом аспекте: «Могут быть очень интересные проекты, в том числе транскаспийские – например, поставки туркменского газа через Южный газовый коридор». Но участие в ашхабадском форуме в первую очередь было воспринято как политический ход, а не экономический.

«Конечно, с моральной точки зрения это неприятно – быть на одном фото с человеком, на которого выдан ордер Международного уголовного суда. Но с точки зрения дипломатии, Грузия не может выбирать, кто окажется в зале на международных площадках. Такие форматы, как ОБСЕ или Черноморское экономическое сотрудничество, неизбежно предполагают присутствие России».

Тем не менее, член «Лело» Тазо Датунашвили назвал участие премьера в мероприятии «предательством Грузии, которое подрывает ее суверенитет». И добавил: «Мечта» больше не скрывает, что ее конечная цель – «вовлечь Грузию в сферу российского влияния». В свою очередь Саломе Зурабишвили отметила, что «пророссийский правитель Грузии критикует партнеров в ЕС и США и дружит с автократами».

Сам Ираклий Кобахидзе эти слова только подтвердил своим интервью из Ашхабада провластным телеканалам. В беседе с журналистами он коротко ответил на обвинения оппонентов, возмущенных совместным фото с Путиным: это несерьезные спекуляции оппозиции и связанных с ней организаций. Зато основательно раскритиковал Европу, вновь заявив о «тяжелых тенденциях» в ЕС, о том, что «европейская бюрократия в ежедневном режиме нарушала принцип суверенитета в отношении Грузии» и что в отношении Тбилиси «принимаются абсурдные решения и делаются абсурдные заявления, которые являются результатом неформального влияния».

Параллельно в Тбилиси однопартийцы Кобахидзе защищали его право находиться на одной площадке с Владимиром Путиным. Глава парламентского комитета по евроинтеграции Леван Махашвили заявил, что «цель форума не заключалась в прояснении отношений между Грузией и Россией», а премьер упомянул оккупацию «в том объеме и с той глубиной, которые были уместны для международной конференции». Депутат Ираклий Кадагишвили тоже считает, что «национальный интерес был очень четко выражен премьер-министром», и «важно, что это послание прозвучало в зале, где находился лидер оккупирующей страны».

Вице-спикер парламента Гия Вольский призвал «отделять дипломатическую этику от пропаганды», подчеркнув, что участие в подобных форумах «не означает сближения с Россией, а отражает национальные интересы Грузии». А сам спикер Шалва Папуашвили добавил, что правительство в последние годы доказало: «Мы действуем только в национальных интересах грузинского народа». По его словам, Тбилиси не готов разговаривать ни с кем, кто не уважает эти интересы. А на вопрос журналистов, не видит ли он проблем с тем, что Кобахидзе участвует в одном форуме с Путиным, Папуашвили ответил:

«Не видите ли вы проблемы в том, что вы и президент России живете на одной планете?».

«Дворцовый передел»: с чем связаны кадровые чистки в правительстве Грузии