5c754420 db24 11f0 94c7 2d2719dc628b.jpg Новости BBC активы России

Замороженные активы России. Главные вопросы о главном козыре Европы в игре Путина и Трампа против Украины

На исходе четвертого года вторжения России в Украину Евросоюз подошел к черте, за которой ему придется определиться, как пустить в ход главный, если не единственный, козырь в большой европейской игре Дональда Трампа и Владимира Путина. На кону — судьба Украины и устройство Европы, а козырь — замороженные российские валютные резервы на 210 млрд евро.

В четверг лидеры ЕС должны наконец решить, готовы ли они использовать арестованные активы на гуманитарную и военную помощь Украине. Ей уже сейчас не хватает десятков миллиардов долларов, поскольку она потеряла финансирование США после возвращения Трампа во власть, а ущерб от российской агрессии растет.

Принятое (или не принятое) в четверг решение будет иметь далеко идущие последствия не только для Украины, но и для Европы.

Украина-банкрот лишится возможности финансировать не только оборону, но и текущую жизнь в стране и потеряет и без того слабые позиции в переговорах о перемирии или капитуляции, условия которых Белый дом и Кремль и так оговаривают за спинами европейцев и украинцев.

ЕС же покажет, готов ли он к противостоянию с агрессивной Россией Владимира Путина без поддержки враждебно настроенной к Европе Америки Дональда Трампа.

Европейцы уже пытались договориться на саммите в октябре — не получилось. Нынешний шанс — последний, уверен канцлер Германии Фридрих Мерц.

«Если у нас не получится, дееспособность ЕС будет серьезно подорвана на годы, если не дольше, — сказал он за два дня до решающего саммита ЕС. — Конец этой войне можно положить только демонстрацией силы».

В том же духе высказалась глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, предлагая лидерам 27 стран ЕС на выбор два варианта дальнейшего финансирования Украины — с использованием российских активов и без.

«Мы никогда не сравнимся с украинцами самопожертвованием, — сказала она. — Но мы способны предоставить им средства, которые позволят обороняться и вести мирные переговоры с позиции силы. Кремль реагирует только на силу».

Ниже собраны краткие ответы на основные вопросы о замороженных в Европе российских активах в преддверии эпохального решения ЕС.

Что собирается сделать ЕС?

Украине нужно 135 млрд евро на ближайшие два года — 2025 и 2026. Таковы оценки МВФ. США остановили финансирование при Трампе, а у Европы лишних денег нет. Поэтому Еврокомиссия (фактически, правительство ЕС) предложила странам союза два варианта.

Первый — коллективно занять эти деньги и одолжить их Украине. Для этого нужно единогласное решение всех 27 стран, но с этим сложности. Мало кто рассчитывает на согласие Венгрии — союзника Кремля и противника поддержки Украины. Не исключено и вето богатых стран северной Европы, которые традиционно выступают против увеличения долга, а тем более — общеевропейского.

Второй вариант — «репарационный заем». Схема простая: все замороженные активы России в ЕС переводятся на один общеевропейский счет, а потом выдаются Украине в кредит под нулевой процент. Украина возвращает кредит, когда Россия заплатит репарации.

Для утверждения второго варианта не нужно единодушие, достаточно квалифицированного большинства. Поэтому именно он для Европы — единственный реальный способ поддержать жизнеспособность Украины в условиях российской агрессии на ближайшие год-два.

Кто в Европе за — и почему?

Почти все страны ЕС против конфискации, но поддерживают использование российских активов как залога для кредитования Украины. Исключение составляют Венгрия, Италия и — главное — Бельгия, о чем ниже.

Сторонники говорят, что Россия напала, поэтому должна будет заплатить. Репарации наверняка превысят размер замороженного — Всемирный банк оценивает затраты на восстановление и реконструкцию Украины более чем в 500 млрд долларов.

Противники опасаются, что Кремль в итоге отсудит замороженные деньги, и указывают на шаткие юридические основания: Россия напала на Украину, а не на ЕС.

Европейские лидеры на это отвечают, что Кремль помимо вторжения в Украину ведет гибридную войну против ЕС, конфискует активы европейского бизнеса в России и организовал энергетический кризис в Европе.

«Агрессия России против Украины и ее последствия для европейской и международной безопасности в меняющихся условиях представляют собой угрозу существованию Евросоюза», — говорится в постановлении ЕС о фактически бессрочной заморозке российских активов, принятом в преддверии саммита.

«Действия России привели к значительным прямым финансовым затратам для стран-членов ЕС. Вероломное нападение на Украину обернулось шоком для экономики Евросоюза», — говорится в документе.

А если сейчас отдать Кремлю 210 млрд евро, будет еще хуже.

«Эти деньги наверняка будут пущены на поддержку гибридной кампании России, что усугубит экономические трудности Евросоюза», — говорится в документе.

Кто в Европе против — и почему?

Главный противник — Бельгия. Потому что на ее территории расположен депозитарий Euroclear, в котором лежат 193 млрд евро из 210 млрд, замороженных на территории ЕС. Бельгийцы опасаются банкротства в случае, если Россия через суд добьется компенсации, и требуют коллективной ответственности всех стран ЕС.

Венгерский премьер Виктор Орбан также решительно против, но по другой причине. Он в целом давно поддерживает Путина и открыто конфликтует с ЕС, так что и на этот раз не изменил себе. Использование замороженных активов разрушает правовую основу Евросоюза, говорит он, и равнозначно объявлению экономической войны России, что чревато ответными мерами. А к тому же продлит войну в Украине, тогда как Орбан считает, что пора принудить Киев к миру.

Другой евроскептик — только что вернувшийся к власти в Чехии миллиардер Андрей Бабиш — говорит, что его страна не будет гарантировать никаких кредитов Украине.

Но Венгрия и Чехия — относительно небольшие страны, и их оппозиция в целом не помешает ЕС утвердить возможное решение квалифицированным большинством. Проблема в других странах.

Помимо Бельгии, не учитывать мнение которой в этом вопросе некрасиво и противоречит духу Евросоюза, главной преградой неожиданно нарисовалась Италия, где власти давно выступают за сближение с Россией, несмотря на публичные заверения в поддержке Украины.

На чьей стороне США?

При Джо Байдене США были инициатором использования замороженных в Европе денег на поддержку Украины и даже сумели организовать первый кредит на 50 млрд долларов, о чем ниже. При Трампе — ровно наоборот.

Теперь же раскол в западной коалиции осложняет задачу Евросоюзу.

«Конечно, в Euroclear больше всего российских денег, поэтому последние предложения вертятся вокруг них», — отмечает бывший советник американского Минфина Брэд Сетсер.

«В некотором смысле это и прискорбно, поскольку серьезные суммы заморожены в других юрисдикциях, и Бельгии было бы легче принять предложения, предусматривающие залог всех 260 млрд евро, замороженные странами „Большой семерки“ и Швейцарией».

Что и где заморожено?

Упомянутые 260 млрд евро — это все российские деньги, которые сумели найти и заморозить семь ведущих западных держав после российского вторжения в Украину в 2022 году.

В ЕС томится большая часть арестованных валютных резервов России — 210 млрд евро. Их них большинство, как уже было упомянуто, — в Бельгии; еще около 20 млрд евро — во Франции, примерно 10 млрд — в Люксембурге.

В Британии заморожено 25 млрд фунтов, в Японии — 25–30 млрд евро, в Швейцарии — менее 8 млрд франков.

Меньше всего — в США, откуда Россия перед вторжением активно выводила деньги в надежде, что Европа не посмеет покуситься на них. В американском казначействе всего 5 млрд долларов российских активов.

Сколько денег получит Украина?

В случае одобрения схемы залога российских активов Евросоюз планирует перевести Украине около 90 млрд за два года. Остальное, по замыслу ЕС, должны предоставить другие страны Запада.

Почему так мало, если заложить планируется вдвое больше? Потому что часть денег пойдет на погашение предыдущего кредита — ведь российские активы не впервые используются для финансирования Украины.

Первый раз было так.

Замороженные российские активы уже финансируют Украину. Как именно?

Предполагая, чем закончится для Украины возвращение Трампа во власть, администрация Байдена незадолго до сдачи Белого дома поспешила утвердить авансовую схему на 50 млрд долларов.

Деньги выделили США, Великобритания, Япония и Канада под залог будущих процентов на остатки по российским счетам, преимущественно в Euroclear. Основную сумму — более 40 млрд долларов — почти поровну выдали США и ЕС.

Использовать проценты позволил тот факт, что почти все облигации, которые российский центробанк держал в Euroclear на момент вторжения России в Украину, уже прошли срок погашения, и по условиям их хранения, капающие на них проценты принадлежат уже не России, а Euroclear. Он размещает их на депозитах в Европейском центробанке, а доход забирает себе за вычетом 25% налога в бельгийскую казну.

Этот процентный доход и кредит под него со стороны «Большой семерки» до сих пор были единственным способом финансирования Украины за счет замороженных российских активов в Европе.

С 2024 года ЕС изымает посленалоговую прибыль Euroclear и отправляет ее на поддержку Украины. В прошлом году Киев получил таким образом 5 млрд евро. В этом году сумма уменьшится примерно на четверть из-за снижения депозитной ставки Европейского центробанка.

Чем угрожает ответить Кремль?

Путин назвал планы европейцев «воровством чужой собственности» и сказал, что готовит ответные меры.

После этого российский Центробанк подал в российский же суд на бельгийский депозитарий. Никаких исков в других юрисдикциях пока не зафиксировано.

Воровство или нет?

Заморозка — не конфискация. Использование активов под залог кредита — тоже не конфискация. Однако условие запланированного кредита граничит с конфискацией российских резервов в пользу Украины, поскольку предполагает, что она вернет его за счет российских репараций по окончании войны.

«Права собственности на эти активы не затрагиваются мерами, предусмотренными настоящим Регламентом, — говорится в документе ЕС. — Запрет на перевод активов и резервов Центрального банка России является временным, обратимым и подлежит периодическому пересмотру».

Пересмотр этот будет ежегодным — начиная с конца 2026 года. Чтобы по его итогам ЕС снял заморозку, придется доказать, что «предоставление России значительных ресурсов для продолжения агрессии против Украины не будет создавать или угрожать создать серьезные экономические трудности для Евросоюза», говорится в регламенте ЕС.

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC