Лидеры 27 стран Евросоюза собрались на ключевой саммит, чтобы найти деньги на поддержку и защиту Украины от российской агрессии. В условиях, когда Дональд Трамп перекрыл американскую помощь, ЕС остается единственной надеждой для Украины, а единственным реальным источником средств выступают 210 млрд евро российских валютных активов, замороженных в Европе после вторжения.
«Сегодня перед нами простой выбор — деньги сегодня или кровопролитие завтра, — сказал журналистам перед саммитом польский премьер Дональд Туск. — И я имею в виду не только Украину. Я имею в виду Европу».
Украине нужно 135 млрд евро на ближайшие два года, ЕС хочет дать 90 млрд евро. Еврокомиссия предложила странам союза на выбор два варианта: совместно занять эти деньги либо использовать замороженные российские активы.
Первый вариант требует единогласного одобрения, которого не будет, поскольку сразу несколько стран ЕС, включая Венгрию и Италию, по разным причинам резко против.
Поэтому остается второй вариант — российские активы. Он не требует единодушия, но нуждается в поддержке большинства, а главное — Бельгии, где расположен депозитарий Euroclear в котором лежат 193 млрд из 210 млрд замороженных денег Кремля.
К началу саммита договориться не удалось.
«Пока что я не видел текста, который мог бы убедить меня дать согласие Бельгии, — сказал премьер-министр Барт Де Вевер перед встречей. Надеюсь увидеть сегодня, но пока не видел».
Орбан: «Это — война»
Договариваться придется в четверг. В отличие от других саммитов, на этом нет ни заранее подготовленного решения, ни возможности отложить его на потом, как это было в октябре, когда лидеры стран ЕС уже пытались договориться об использовании активов.
«Мы обязаны принять решение сегодня. Саммит не закончится, пока мы не решим, как обеспечить финансирование Украины», — сказала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
На саммит пригласили украинского президента Владимира Зеленского. Он попытается лично донести до европейцев мысль о том, что либо сейчас, либо никогда.
Некогда главный союзник Украины США теперь за спиной европейцев и украинцев ведут с Владимиром Путиным переговоры об условиях мира. Удовлетворение требований Москвы многие приравнивают к фактической капитуляции Украины и разделу ее территории.
Одновременно Белый дом обсуждает снятие санкций с России, а сторонники Трампа в ЕС — главные противники использования российских активов.
«Я думаю, вопрос об активах мы похоронили. Это тупик, все кончено, нет достаточной поддержки на высоком уровне», — сказал венгерский премьер Виктор Орбан перед саммитом.
На вопрос, почему он против того, чтобы отдать российские деньги Украине, Орбан ответил: «Отдать деньги — это война. Я не хочу, чтобы в Европейском союзе была война».















