Лидеры ЕС во время 16-часового обсуждения так и не смогли согласовать схему финансирования Украины за счет замороженных в Европе российских активов. Однако, судя по всему, банкротство Украине пока не грозит: ЕС одобрил финансовую поддержку Киева в размере 90 мрлд евро за счет займа, обеспеченного бюджетом Евросоюза.
«Решение о предоставлении Украине поддержки в размере 90 миллиардов евро на 2026-2027 годы одобрено», — написал председатель саммита ЕС Антонио Кошта в социальных сетях в ночь на пятницу после многочасовых переговоров.
Коста не уточнил, откуда поступят эти средства, но в проекте текста выводов саммита говорится, что средства будут получены за счет заимствований на рынках капитала, обеспеченных бюджетом ЕС.
Это решение последовало после многочасовых обсуждений технических деталей кредита, основанного на замороженных российских активах. Однако решиться использовать российские активы европейские лидеры не смогли. Как объяснили агентству Reuters неназванные дипломаты, это оказалось слишком сложно с политической точки зрения.
«Мы перешли от спасения Украины к сохранению лица, по крайней мере, лица тех, кто настаивал на использовании замороженных активов», — цитирует агентство Reuters европейского дипломата.
По первоначальному плану, финансирование Украины должно было осуществиться за счет российских резервов. Украина, как предполагалось, получала часть этих средств в кредит, а вернуть его обязывалась лишь после того, когда Россия заплатит репарации за вторжение, ущерб от которого уже оценивается более чем в полтриллиона долларов.
Однако несколько стран союза изначально выступали против этого плана. Помимо считающихся пророссийскими лидеров Чехии, Венгрии и Словакии, сомнения в целесообразности использования замороженных российских активов высказывали Италия, а главное — Бельгия, где расположен депозитарий Euroclear, в котором лежат 193 млрд из 210 млрд замороженных в Европе денег Кремля.
Как пишет Financial Times со ссылкой на официальных лиц, осведомленных о ходе переговоров, Бельгия потребовала масштабных гарантий для покрытия любых финансовых рисков, связанных с кредитом, что побудило других лидеров отклонить эти условия.
По мнению журналистов FT, премьер-министр Бельгии Барт де Вевер вышел безусловным победителем в этой дипломатической битве, добившись сворачивания сложной и «агрессивной схемы», которую предлагал Берлин.
Италия и Франция тоже поддержали Брюссель — им не понравилось, что Еврокомиссия вместе с Берлином продвигали рискованный вариант.
Кроме того, как пишет издание, Франция и Италия заявили, что они не смогли бы такие гарантии, которых требовала Бельгия, провести через парламенты своих стран.
Для канцлера Германии Фридриха Мерца, который осенью публично предлагал «репарационный» заем под активы России, принятое в пятницу решение, напротив, стало политическим поражением.
Единственной альтернативой залогу замороженных активов был общеевропейский заем, однако он требовал единогласного одобрения, что казалось нереальным, учитывая позицию ряда стран.
В итоге было принято решение, устраивающее недовольных. В проекте текста решения саммита указывается, что соглашение не повлияет на финансовые обязательства Венгрии, Словакии и Чехии, которые не хотели участвовать в финансировании Украины.
Раскол в Европе
Анализ редактора Европейского отдела Би-би-си Кати Адлер:
Cтремление Брюсселя продемонстрировать решительное европейское единство по Украине — в ответ на скептицизм в Вашингтоне и Москве — потерпело фиаско. Венгрия, Словакия и Чехия согласились поддержать план (для его принятия требовалось единогласие) лишь при условии, что для каждой из них будет сделано индивидуальное исключение.
Это еще одно свидетельство раскола в Европе в подходах к Украине и к Москве.
Венгрия и Словакия, как известно, занимают более близкую к Кремлю позицию.
Это приводит их к прямому противостоянию со странами ЕС, географически более близкими к России, такими как Польша и государства Балтии.
Для них выживание Украины в противостоянии с Россией носит экзистенциальный характер.
Они считают, что если Киев потерпит поражение от Москвы на поле боя из-за нехватки денег или вооружений, это придаст России уверенности и станет катастрофой для европейской безопасности и стабильности в целом.
Прибыв в четверг на этот напряженный саммит, премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что перед лидерами ЕС стоит четкий выбор: платить деньгами сегодня или кровью завтра.
Он подчеркнул, что говорил не об Украине. Он говорил о Европе.
В Брюсселе в пятницу заявили, что рассматривают возможность в будущем использовать замороженные российские активы для погашения кредита ЕС Украине. Однако этот вопрос предстоит решать позже — в случае подписания мирного соглашения.
Пока же, помимо нового кредита ЕС, по оценкам, Украине потребуется еще около 45 млрд евро для покрытия всех расходов в 2026–2027 гг.
В Брюсселе надеются, что часть этих затрат возьмут на себя союзники Украины вне ЕС, такие как Великобритания, Япония и Канада. Отсутствие угрозы банкротства в настоящий момент также открывает для Киева возможность получать кредиты от таких институтов, как МВФ.
Победа Орбана?
Еще один европейский дипломат сказал агентству Reuters, что это можно расценивать как победу премьер-министра Венгрии Виктора Орбана.
«Орбан получил то, что хотел: никакого репарационного кредита. И действия ЕС без участия Венгрии, Чехии и Словакии», — сказал собеседник агентства.
- Замороженные активы России. Главные вопросы о главном козыре Европы в игре Путина и Трампа против Украины
- Ключевой день для Украины и Европы. Лидеры ЕС решают судьбу замороженных российских активов
В то же время, как говорится в документе, правительства стран ЕС и Европейский парламент продолжат работу над созданием кредита для Украины, который будет основан на замороженных активах Банка России.
Как пояснил канцлер Германии Фридрих Мерц, кредит в размере 90 млрд евро будет беспроцентным, Украине придется погасить этот кредит только в случае получения компенсации от России. «Как вы знаете, мы, европейцы, уже в прошлую пятницу решили заморозить российские активы и держать их замороженными до тех пор, пока Россия не выплатит компенсацию», — добавил Мерц.
Фридрих Мерц, а также глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен подчеркивали — главное, что Украина получит финансирование, не так важно как именно.
Украине нужно 135 млрд евро на ближайшие два года. В условиях, когда Дональд Трамп перекрыл американскую помощь, Европа остается единственным спонсором сопротивления агрессии. Однако лишних денег у ЕС нет, зато есть 210 млрд евро российских валютных активов, замороженных после вторжения.
Именно под залог этих денег ЕС планировал выдать Украине беспроцентный кредит на 90 млрд евро, а также погасить аванс на 50 млрд долларов, выданный год назад странами «Большой семерки».
Россия грозила суровым ответом на любые попытки ЕС изъять ее валютные накопления. Однако ее возможности ограничены. Кремль может конфисковать частные европейские активы на своей территории, однако они и так заперты там указом Владимира Путина. Перспектива вывести эти деньги в ЕС туманна, и большинство инвестиций давно списаны. Судиться же с ЕС на государственном уровне России негде.















