Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.
Последний закон Азербайджана о массовой амнистии уже обеспечил освобождение сотен заключенных. Однако этот закон не будет распространяться на деятелей оппозиции или находящихся в заключении журналистов.
Законопроект, охватывающий 10 000 заключенных, был подписан президентом Ильхамом Алиевым 15 декабря.
22 декабря были освобождены 22 женщины—заключенные вместе со своими детьми, которые находились с ними в заключении, и ожидается, что к концу дня их число достигнет 300. Амнистия будет действовать в течение четырех месяцев.
По данным проправительственных СМИ, некоторые из освобожденных в рамках этого закона отбывали наказание за убийство или причинение смерти по неосторожности.
Среди других были государственные чиновники, такие как Шахин Искендеров, бывший инспектор отдела оценки рисков и управления ими Главного таможенного управления по подакцизным товарам Государственного таможенного комитета (ГТК).
Согласно проправительственному изданию APA, Искендеров был задержан в 2023 году «в результате операции, проведенной Главным управлением по борьбе с коррупцией» при Генеральной прокуратуре в отделе подакцизных товаров ГТК. Он был обвинен во взяточничестве и других связанных с этим обвинениях и приговорен к пяти годам тюремного заключения. Позже Верховный суд сократил срок его заключения с пяти до трех лет.
Амнистия также была применена к Гултакин Садыговой, бывшей заместительнице председателя исполнительного комитета Нефтчалы по общественно—политическим и гуманитарным вопросам. Садыгова была освобождена из тюрьмы, где с октября 2021 года отбывала наказание по обвинению в коррупции.
Амнистия не распространялась на заключенных активистов, деятелей оппозиции и почти 30 журналистов.
Юрист—правозащитник Ялчин Иманов сказал OC Media, что с юридической точки зрения он не видит проблемы в том, что амнистия не распространяется на них, заявив, что в основном это касается людей, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности.
Однако он указал на то, как амнистия привела к освобождению людей, осужденных за причинение смерти по неосторожности.
«Таким образом, этот последний акт об амнистии распространяется также на лиц, которые, за исключением тяжких и особо тяжких преступлений, не представляют существенной опасности для общества, но были осуждены и привлечены к ответственности за совершение менее тяжких преступлений и преступлений по неосторожности».
«Однако моральный аспект вопроса может быть поставлен под сомнение: как так получается, что человек, ставший причиной смерти четырех человек, пусть даже по неосторожности, освобождается по закону об амнистии, но, скажем так, это не относится к журналистам, которые не представляют опасности для общества или которые просто изображаются как контрабандисты грантовых средств, чья контрабанда не была доказана?», — продолжил Иманов.
Он заявил, что в феврале 1994 года в Азербайджане был принят закон, запрещающий амнистировать лиц, причастных к советским репрессиям 1990 года, лиц, осужденных за военные преступления в Ходжалы, и армянских военнопленных.















