d49841d0 dfb8 11f0 a549 ff4f41375585.jpg Новости BBC архив Эпштейна, файлы Эпштейна

Опубликованный архив Эпштейна не стал сенсацией. Что он значит для Трампа и MAGA?

0

Генеральный прокурор США Пэм Бонди выступила в выходные со смелым заявлением: «Президент Трамп возглавляет самую прозрачную администрацию в истории Америки». Этот пост был посвящен попыткам обнародовать документы, касающиеся покушения на Трампа в июле прошлого года.

Но люди, комментировавшие этот пост, имели в виду совершенно другое расследование — расследование дела Джеффри Эпштейна. И они с заявлением Бонди не согласились.

«Лгунья», — так резко на пост Бонди отреагировали несколько человек, сопроводив свои комментарии еще более жесткими выражениями. Один консервативный ютубер, который сочетает язвительные тирады с рекламой биткоинов, написал: «Я проголосую за любого президента, который будет готов арестовать Пэм Бонди за сокрытие информации из досье Эпштейна».

Трамп и его команда, когда-то привлекшие в свою коалицию многих нетипичных избирателей из маргинальных кругов и уголков интернета, теперь вынуждены иметь дело с конспирологическим мышлением, которое они сами раньше поддерживали.

«Это самое серьезное сокрытие фактов президентом и для президента в истории, — так прокомментировал историю с публикацией архива Эпштейна один из членов группы в Facebook, посвященной этому расследованию. — Дело Эпштейна — это главная история, не отвлекайтесь».

Главная интрига архива Эпштейна — это ранее никогда не публиковавшиеся фотографии с Биллом Клинтоном, Миком Джаггером, Майклом Джексоном, легендарным телеведущим Уолтером Кронкайтом и другими известными людьми. Но сами по себе они не содержат признаков никаких правонарушений. Куда больше вопросов — к огромному числу изъятий в архиве, вымаранных данных в самих файлах.

В прошлом году во время предвыборной кампании Трамп заявил, что поддержит публикацию материалов расследования дела Джеффри Эпштейна. В феврале Бонди заявила, что они «сейчас лежат на моем столе для ознакомления».

Но теперь, после всех ожиданий и предвкушений, обнародование архива в минувшую пятницу, когда истекал крайний срок публикации, не вызвало заметного резонанса.

Джо Усински, доцент кафедры политологии Университета Майами, изучающий теории заговора и конспирологическое мышление, говорит, что коалиция сторонников Трампа сейчас в куда большей мере строится не на традиционных целях Республиканской партии, а на скептицизме и враждебности по отношению к институтам.

По его словам, многие сторонники Трампа верят, что огромное количество детей используется для сексуальной торговли, и эти убеждения подкрепляются реальными преступлениями Эпштейна, а также конспирологическими теориями, такими как QAnon.

«Люди не обязательно хотели обнародования документов как таковых — они хотели, чтобы были обнародованы документы, которые подтвердили бы их убеждения», — говорит Усински.

Ближний круг Трампа осознает потенциальные проблемы. В статье Vanity Fair, опубликованной до обнародования архива Эпштейна, глава аппарата Белого дома Сьюзи Уайлс описала людей, голосовавших за Трампа из-за его обещаний дать ход делу Эпштейна, как «аудиторию Джо Рогана» — невероятно популярного подкастера и спортивного комментатора. Она имела в виду молодых мужчин, которые традиционно не интересуются политикой.

Уайлс потом назвала эту статью предвзятой. Но она не опровергла конкретные цитаты, в том числе свое утверждение, что Трамп пока еще не создал действительно надежное и долгосрочное большинство сторонников республиканцев.

«Люди, которые чрезмерно интересуются Эпштейном, — это новички в коалиции Трампа, это люди, о которых я думаю все время, потому что я хочу быть уверена, что они голосуют не [только] за Трампа, но и за республиканцев», — сказала она журналу.

Опросы и эксперты подтверждают опасения главы аппарата по поводу неустойчивости коалиции Трампа.

В опросе, опубликованном в начале декабря правым аналитическим центром Manhattan Institute, почти треть сторонников Трампа были названы «новыми республиканцами» — людьми, которые впервые проголосовали за Республиканскую партию в 2024 году. Опрос показал, что чуть более половины из этой категории «определенно» поддержат республиканских кандидатов на промежуточных выборах 2026 года.

«Эти избиратели поддержали Трампа, но не имеют надежной привязки к Республиканской партии», — делают вывод аналитики института.

Уязвимость коалиции Трампа проявляется на разных уровнях.

Одна из ключевых ее групп — это звезды социальных сетей и подкастов, которые в основном находятся за пределами традиционных республиканских кругов поддержки, но имеют авторитет и влияние в интернете.

Они сыграли важную роль в том, что социальные сети продолжали уделять внимание истории Эпштейна еще долгое время после того, как осужденный за сексуальные преступления финансист покончил с собой в тюрьме.

Группа инфлюенсеров, в том числе создательница «Libs of TikTok» Чая Райчик, конспиролог и активист консервативного движения Чарли Кирка Turning Point USA Джек Пособек и организатор выборов Скотт Преслер, были даже приглашены на мероприятие в Министерство юстиции и получили папки, которые Бонди описала как «первую фазу» публикации документов по делу Эпштейна.

В папках было мало нового, что вызвало негативную реакцию. Возмущение еще больше усилилось в июле, после того как Минюст опубликовал меморандум, в котором говорилось, что «списка клиентов» Эпштейна не существует, и развенчивались популярные теории заговора о его смерти в тюрьме.

Однако после последней публикации документов из архива Эпштейна многие из этих же консервативных влиятельных лиц странным образом замолчали.

Лора Лумер, популярная инфлюенсерка в социальных сетях, которая помогала распространять теории заговора об Эпштейне, заявила, что опубликованные документы из архива полностью оправдывают Трампа.

«Может быть, теперь СМИ перестанут быть одержимыми этим архивом», — написала Лумер, которая только в этом году как минимум 200 раз упомянула Эпштейна в своем аккаунте в X.

Другие инфлюенсеры и популярные блогеры, в том числе несколько человек, которые присутствовали на мероприятии Минюста и получили папки с документами, тепреь вообще не упомянули об обнародовании архива, ни в положительном, ни в отрицательном ключе.

Их молчание было замечено другими правыми и ультраправыми комментаторами, что спровоцировало полемику в онлайн-сообществе MAGA (Make America Great Again). Причем этот спор — лишь одна из многих острых дискуссий, бушующих в настоящее время в движении: например, на минувших выходных на мегашоу Turning Point USA участники публично поспорили друг с другом о свободе слова, антисемитизме и наследии Чарли Кирка.

Джаред Холт, старший исследователь в Open Measures — компании, которая анализирует экстремизм в интернете, — говорит, что не только дебаты по поводу архива Эпштейна усугубляют проблемы, с которыми сталкивается движение MAGA.

«В начале года MAGA было триумфальной и пугающей силой, а сейчас этот поезд сходит с рельсов, и нет явных признаков того, что он вернется на рельсы и снова поедет вперед в ближайшее время», — говорит он.

«Похоже, что за год ядро сторонников Трампа атрофировалось», — полагает Холт. Однако он признает, что еще слишком рано говорить о том, окажет ли недавняя публикация сильно отредактированных архивов Эпштейна сколько-нибудь значительное влияние на тех «слушателей Джо Рогана», о которых беспокоится Уайлс.

Известные члены Конгресса, в отличие от инфлюенсеров, не стеснялись критиковать Министерство юстиции после публикации документов из дела Эпштейна.

Конгрессвумен Марджори Тейлор Грин, вскоре покидающая свой пост, резко раскритиковала публикацию документов, назвав ее «НЕ MAGA».

Член Палаты представителей, республиканец из Кентукки Томас Масси, который был инициатором законопроекта, требующего обнародования этих документов, не стеснялся в выражениях, громя Минюст США в интернете и на воскресных ток-шоу.

Он обвинил Пэм Бонди и других должностных лиц в нарушении закона, требующего раскрытия файлов, и объединился с конгрессменом-демократом Ро Ханна, чтобы добиваться большей прозрачности.

Масси также заявил, что они могут попытаться привлечь Бонди к ответственности за «неуважение к Конгрессу» за игнорирование его распоряжения — этот шаг может привести к дальнейшему раскрытию документов.

Независимо от того, произойдет ли это, в ближайшие дни возможны новые разоблачения. Заместитель генерального прокурора Тодд Бланш пообещал опубликовать еще сотни тысяч документов до конца года.

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC