Оригинал этого материала на украинском языке можно прочитать здесь.
Когда Мария Кутнякова в последний раз была у Мариупольского театра, он был разбомблен и горел. Люди под завалами кричали от боли и ужаса. А потом начался обстрел — и Мария вместе с десятками таких же напуганных людей бежала от столь любимого ею места в Мариуполе.
Сейчас Мария смотрит новости о том, как в театре, где едва не погибла вся ее семья, снова планируют спектакли.
В оккупированном россиянами Мариуполе на Театральной площади построили новый драматический театр, назвав это восстановлением исторического здания.
В репертуаре — российские и не только спектакли: «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Любимец императрицы». Открыть театр планируют накануне Нового года.
Российские оккупационные власти заявляют, что заботятся о новогоднем настроении мариупольцев, поэтому на театре включили подсветку, а на Театральной площади поставили елку. Последний раз елка на этом месте стояла перед российским вторжением.
Как строили театр на костях, что думают об этом люди, которые там едва не погибли, какова судьба Мариупольского театра в изгнании, рассказывает Украинская служба Би-би-си.
«Там было море людей». Сколько погибло?
«Театр был не просто помещением в центре города, это было сердцем Мариуполя. У нас говорили „встретимся на Драме“ — это и свадебные фото, и свидания у театра. И, конечно, это был большой культурный центр», — рассказывает актриса Елена Белая, которая проработала в театре в Мариуполе почти 20 лет.
5 марта 2022 года Елена с семьей пришли в театр, чтобы укрыться от обстрелов.
Мариуполь был окружен российскими войсками. Город обстреливали с земли, воздуха и моря. Не работала связь, заканчивались запасы еды и воды.
Елена говорит, что тогда, в раздираемом войной городе, многие искали убежища в театре. Была информация, что оттуда будет выезжать гуманитарная колонна, что можно будет вырваться из окружения.
«В театре тогда было море людей. Люди были повсюду», — вспоминает о тех днях в театре Елена Белая.
Муж Елены, актер Игорь Китриш, рассказывает, что искал по аптекам лекарства, а еще подгузники и детское питание. В театре было много детей.
В какой-то момент на площади перед театром появились надписи на русском языке «Дети». Их видно на спутниковых снимках, опубликованных американской компанией Maxar. Надписи сделали, чтобы предупредить российские самолеты, показать, что театр — это укрытие для гражданских с детьми.
Около 10 утра 16 марта 2022 года российские военные сбросили на Мариупольский драматический театр две авиабомбы.
Россияне отрицают свою причастность к этой бомбардировке. Минобороны России заявило, что театр изнутри «взорвали националисты „Азова“».
Потолок в здании концертного зала был пробит, боковые стены обрушились, и под ним оказались люди. Начался масштабный пожар.
«Я видела сквозь открытые двери зала, как красивая люстра нашего театра просто лежит на полу, а солнечные лучи падают внутрь через дыру в крыше», — вспоминает Мария Кутнякова. Она, её мать и сестра пришли в театр за несколько минут до взрыва.
Многочисленные расследования и свидетельства очевидцев указывают на то, что это военное преступление было совершено российскими военными. Об этом говорится, в частности, в докладе правозащитной организации Amnesty International.
Правозащитная организация назвала это «преднамеренным убийством мирных жителей».
В ОБСЕ заявили о нарушении международного гуманитарного права при бомбардировке гражданских объектов в Мариуполе и отметили, что российские обвинения в адрес Украины не получили подтверждения.
Точное количество людей, погибших в театре в Мариуполе 16 марта, до сих пор неизвестно.
Украинская служба Би-би-си поговорила с четырьмя людьми, которые были в театре перед ударом и в момент удара — они рассказали, что видели внутри от нескольких сотен до более чем тысячи человек.
Неизвестно, скольким из них удалось выбраться.
«Люди были буквально на каждом метре театра. Мы долго не могли найти свободное место», — рассказала Украинской службе Би-би-си Мария Кутнякова о том, что видела в театре буквально за минуты до взрыва.
Актриса Белая вспоминает, как 15 марта, за день до удара, в театре проводили перепись. Записывали всех, кто в этот день был в помещении.
«Я видела этот список. Там было более 1200 человек. Конечно, кто-то ушёл, но пришло гораздо больше людей», — говорит Елена Белая.
Мэрия Мариуполя в марте 2022 года сообщила, что в театре погибло 300 человек.
Агентство Associated Press в своем расследовании, основанном на планах здания и показаниях очевидцев, отмечало, что погибнуть могли около 600 человек.
Некому было спасать
Люди, выжившие после бомбардировки, рассказывают об обстрелах сразу после взрыва. Те, кто сначала бросился вытаскивать пострадавших из-под руин, были вынуждены спрятаться.
«В Мариуполе россияне тогда разбомбили все пожарные части. Скорой помощи не было, потому что они обстреливали больницы, обстреливали любое скопление техники. Никто не придет на помощь, никто не будет тушить этот пожар, доставать раненых», — говорит Мария Кутнякова о тех страшных днях марта 2022 года.
Она потеряла в разрушенном театре свою маму и сестру. На месте, где она их оставила, были только следы крови. Только позже она смогла найти родных — они прятались в убежище.
После почти трех недель блокады Мариуполя жители не могли рассчитывать на помощь спасательных служб.
Виктория из Мариуполя в апреле 2022 года рассказала Украинской службе Би-би-си, как своими руками разбирала завалы театра, чтобы достать оттуда свою дочь Настю. Стена, возле которой находилась двухлетняя девочка, рухнула на нее.
В марте 2022 года Мариупольское телевидение записало историю жительницы Мариуполя Ирины Хаджава, о том, как она потеряла сына, невестку и внучку в театре.
«Я кричала, умоляла помочь их вытащить. Внучка, два с половиной года, была еще жива. Мне сказали, что там уже все… Они сгорели», — рассказывала Ирина.
Обстреляли, снесли и построили новый
Позже, уже полностью захватив Мариуполя, россияне опубликовали фото обгоревшего театра — почерневшие стены, потолок, лестница. Внутри не осталось ни одного уцелевшего фрагмента интерьера.
Руины российские оккупационные власти огородили забором с рисунком театра. Украинская мэрия Мариуполя заявила, что это было сделано, чтобы скрыть вывоз обломков вместе с телами погибших.
Как утверждает тогдашний советник мэра Петр Андрющенко, ссылаясь на свои источники в Мариуполе, тела из театра были вывезены в братскую могилу в поселке Мангуш недалеко от города.
В декабре 2022 года россияне пригнали технику и демонтировали то, что осталось от театра, уничтожая доказательства того, что театр пострадал от бомбардировки, а не от взрыва внутри.
«Теперь мы никогда не узнаем, сколько на самом деле было убито гражданских мариупольцев», — говорил Андрющенко. По его информации, в россияне также вывозили строительный мусор вместе с человеческими останками на Левобережную свалку.
Управление стратегических коммуникаций ВСУ со ссылкой на местных строителей сообщало, что им приказали заливать останки тел бетоном.
Би-би-си не может проверить эту информацию в независимых источниках.
«Мариупольского драмтеатра больше не существует. Оккупанты уничтожают следы своих преступлений», — говорил о демонтаже театра в 2022 году тогдашний министр культуры Украины Александр Ткаченко.
Хороводы на месте гибели людей
Почти четыре года российская оккупационная администрация восстанавливала театр в Мариуполе.
Осенью 2025 года было объявлено, что театр откроется в канун Нового года.
Сезон начнется с премьеры спектакля «Аленький цветочек», рассказывал назначенный россиянами гендиректор театра Игорь Солонин.
В местных СМИ восстановлению театра посвящено много материалов в духе советских газет — писали, как на стройке плодотворно работают труженики из разных уголков Российской Федерации. Это и ростовские реставраторы, и ленинградские строители.
А камень для облицовки театра везли аж из Кыргызстана.
Разрушенный драматический театр был украшен белым крымским камнем.
В начале декабря российский блогер опубликовал видео последних приготовлений — в театре укладывали зеленые ковры, устанавливали хрустальные люстры и раскрашивали позолотой лепнину.
В декабре на здании появилась подсветка, а на площади — елка.
«В Украине это все еще было старое советское здание, хоть и немного отреставрированное. Современный театр изменился как снаружи, так и внутри, а внешний вид фасада заставляет задуматься о силе человеческих рук», — рассказывает корреспондент «Московского комсомольца» о своих впечатлениях от нового здания.
«Там, где российские захватчики убили мирных людей 16 марта 2022 года, будут водить хороводы, развлекаться, танцевать и петь», — прокомментировали установку елки возле театра в мэрии Мариуполя.
Во время осады и штурма Мариуполя были уничтожены тысячи жилых домов. Как видно из многочисленных фото и видео города, там до сих пор много руин.
«Попытки оккупантов восстановить здание театра сегодня — это попытка скрыть следы своего преступления. Именно так они поступают и с разрушенными жилыми кварталами», — сказал в комментарии Украинской службе Би-би-си мэр Мариуполя Вадим Бойченко.
Мариупольцы пытаются зафиксировать эти преступления и добиться справедливости. Жители города уже подали более 14 тысяч заявлений в созданный при Совете Европы международный Реестр ущерба, причиненного агрессией Российской Федерации.
Благодаря спутниковым снимкам и методологии дистанционной оценки ущерба, полученной от Всемирного банка, мариупольцы формируют карту разрушений в городе по состоянию на конец мая 2022 года.
В мэрии Мариуполя надеются, что все это станет важной частью документов для выплаты компенсаций в будущем.
Актеры читают «стихи о СВО»
По данным издания Guardian, из почти 200 работников Мариупольского театра на подконтрольную Украине территорию уехало около 50.
Часть работников осталась в оккупации, в частности, работать на россиян перешло почти все руководство театра, рассказывает Анатолий Левченко, перед вторжением бывший главным режиссером театра. Он перечисляет актеров, которые работают сейчас в Мариуполе, и называет их коллаборационистами, «которые поют песни для российских оккупантов».
Российские власти изменили название театра на «Мариупольский республиканский ордена „Знак Почета“ российский драматический театр».
Пока строилось новое здание, спектакли ставили на сцене городской филармонии по адресу проспект Металлургов, 52. В декабре ставили пьесу для школьников «Предупреждение» — «о зарождении фашизма».
Актеры театра участвуют в российских пропагандистских проектах, посвященных «Специальной военной операции», — читают стихи и прозу о войне.
О войне, обстрелах, смертях в Мариуполе на сайте театра ни слова. Там осторожно отметили, что «события 2022 года стали тяжелым испытанием для города и театра».
И добавили, что «театр возрождается вместе с городом». Поэтому на сцену «снова вернулась русская и советская классика — спектакли по произведениям Пушкина, Чехова, Булгакова».
В афише на декабрь–январь — много спектаклей для детей по русским и не только сказкам: «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Стойкий оловянный солдатик», «Бременские музыканты». Пока не известно, какие из этих спектаклей пройдут в новом помещении.
Театр в изгнании
«Я — актриса Донецкого академического областного драматического театра города Мариуполь в Ужгороде», — так представляется Елена Белая.
В 2022 году актеры из Мариуполя возобновили работу своего театра в Ужгороде.
Хотя у театра уже почти четыре года нет своего помещения, он продолжает работать.
Елена вместе с мужем Игорем Киртишем играют главные роли в пьесе «Ночь в Лиссабоне» — эта история о любви и испытаниях во время войны собирает полные залы на гастролях в Киеве и других городах.
Елена и Игорь едва не погибли в Мариуполе. Они смогли выехать из города 15 марта, за день до бомбардировки театра. Место в помещении, где семья скрывалась 10 дней, уничтожила бомба.
Переехавший Мариупольский театр создал спектакль, основанный на событиях марта 2022 года — «Мариупольская драма». Он был показан в Гааге, Берлине, Праге, Варшаве.
Елена Белая дает интервью Украинской службе Би-би-си в Киеве после спектакля «Ночь в Лиссабоне».
Она говорит, что очень рада, что осталась в профессии после всего пережитого.
«Иначе можно сойти с ума. Наш театр существует… в театре нет стен, но его сердце бьется», — говорит актриса.
Она просматривает видео, снятое российскими СМИ и блогерами о восстановленном в оккупации театре. На нем — улица, по которой столько лет Елена ездила на работу. Дорога ведет к театру.
«Мне это больно. Это не тот театр. Мой театр здесь, со мной. Это единственный профессиональный театр Донецкой области. И я верю в то, что он жив», — говорит актриса.
«Не мой театр»
«Он вообще не похож, — говорит о новом облике здания театра Мария Кутнякова, которая уже почти четыре года живет в Вильнюсе. — Очевидно, у них была цель построить точно такое же здание и сделать вид, что никакой трагедии не было, что „мы все отстроили“».
Возле Мариупольского театра росло много деревьев, среди них высокие ели, которые каждый год на праздники украшали иллюминацией. Часть деревьев погибла во время обстрелов весной 2022 года, часть вырубили.
«Эти деревья были частью архитектурного ансамбля. Сейчас их нет. Поэтому, когда я вижу фотографии, я не могу поверить, что это в Мариуполе. Вообще воспринимается по-другому», — говорит Мария Кутнякова, всю свою жизнь до вторжения прожившая в Мариуполе.
Женщина говорит, что ей очень грустно от того, что на месте, где погибло столько людей, будут ставить российские новогодние сказки, появится Дед Мороз и другие советские символы.
«Они будут тащить туда детей. Это все-таки трагическое место. Театр — это символ растерзанного Мариуполя, который весной 20022 года безостановочно убивали и сейчас, в оккупации, продолжают терзать», — считает Мария.
Мариупольский городской совет в изгнании, который сейчас базируется в Днепре, обвинил Россию в намерении «петь и танцевать на костях» жертв бомбардировки.
Россияне пытаются через историю о театре вернуть мнимую «нормальность» жизни в уничтоженный войной город, поэтому открывают театр, ставят там сказки, заявили в горсовете.
Британская газета Telegraph посвятила несколько статей восстановлению Мариупольского театра. «Россияне хотят использовать театр для вытеснения украинского культурного сознания и замены его российским», — говорится в одной из них.
Актер Игорь Киртиш считает, что на месте театра, где погибло столько людей, должна быть стела или памятник.
«На костях людей играть комедии, даже трагедии, вообще что-то играть — это немыслимо», — говорит актер.
Назначенный россиянами директор театра Игорь Солонин считает, что память погибших никто не оскорбляет, а Мариуполь нужно восстанавливать, а не оставлять в руинах.
«В Европе города не раз восстанавливались на местах боев, и никто тогда не задавал подобных вопросов… возрожденный театр — это возвращение городу нормальной культурной жизни, а не „политический жест“», — говорил он в интервью российским СМИ.
О возрождении культуры речи не идет, считает Геннадий Дыбовский, директор Донецкого украинского драматического театра города Мариуполь, который базируется в Ужгороде.
«Они сделали это не для того, чтобы поднять какую-то культуру. Они сделали это, чтобы замазать свое преступление и через год сказать: а здесь ничего не было, здесь стоит театр, как был, такой же точно и стоит», — считает Дыбовский.
При участии Дмитрия Власова
- Украина обвинила Россию в ударе по драмтеатру в Мариуполе, где от бомб прятались сотни людей. Что известно
- «Большая часть Мариуполя до сих пор в руинах». Что рассказывают мариупольцы о жизни в оккупированном городе
- Мариуполь: 80 дней в осаде. Как цветущий город был превращен российскими войсками в руины
- «Когда будет вода и зачем началась война?» Как живут мариупольцы, оставшиеся в оккупированном городе
- Как в оккупированном Мариуполе Россия изымает тысячи квартир, принадлежащих украинцам
- «Люди выносили трупы к дорогам». Рассказ жительницы осажденного Мариуполя

