Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.
Ряд азербайджанских правозащитников раскритиковали недавний законопроект об амнистии, который охватывает до 20 000 заключенных, назвав его неудачной попыткой «манипулировать» общественностью.
17 активистов выступили с совместным заявлением. Законопроект об амнистии был разработан по инициативе президента Ильхама Алиева 15 декабря и подписан парламентом 19 декабря.
Ряд осужденных были освобождены в результате амнистии, но ни один из задержанных журналистов, активистов или оппозиционеров не попал под действие законопроекта.
Согласно их заявлению, активисты заявили, что «законопроект не смог решить проблему общей переполненности тюрем и не внес существенного вклада в освобождение политзаключенных».
«Азербайджан занимает первое место среди стран Совета Европы по количеству заключенных на душу населения. Во-вторых, использование нынешним правительством Азербайджана арестов по политическим мотивам и несправедливых арестов привело к тому, что число политических заключенных в Азербайджане достигло примерно 400 человек. Это самое большое число политзаключенных с момента вступления Азербайджана в Совет Европы», — говорится в заявлении.
В заявлении также отмечается, что «кризис в области прав человека продолжается, а последний законопроект об амнистии не соответствует принципам правосудия переходного периода».
Самад Рахимли, один из авторов заявления и член правления продемократической 3-й республиканской платформы, заявил OC Media, что законопроект противоречит «самой сути амнистии», сославшись на освобождение 13 мусульман—шиитов, которым осталось отбывать наказание всего шесть месяцев.
«Эти люди могли бы быть освобождены из тюрьмы в связи с отбытием наказания или в обмен на более мягкое наказание; они могли бы быть освобождены известными нам стандартными методами», — сказал Рахимли.
По данным «Радио Свобода», «около 20 человек из списка политзаключенных уже освобождены в соответствии с последним законопроектом об амнистии».
Однако, хотя амнистия, по-видимому, привела к освобождению людей, которые, как считается, были осуждены по политическим мотивам, Рахимли подчеркнул, что акт об амнистии служил формой пропаганды.
«Они хотят показать, что мы их освобождаем, что процесс начался, чтобы ослабить международное давление. Я планирую это заранее и рекомендую освободить этих людей сейчас или через шесть месяцев, это не имеет значения. Эта амнистия — позор», — сказал Рахимли.
Фуад Ахмадли, ранее осужденный член оппозиционной партии Народного фронта, написал в социальных сетях, что всего за неделю до его освобождения в 2019 году ему предложили смягчить наказание в связи с декриминализацией одного из преступлений, за которые он был осужден. Ахмадли отклонил это предложение.
«Поскольку одно из обвинений против меня было снято с уголовной ответственности, я должен был быть освобожден от неотбытой части наказания. Но 20 октября 2017 года парламент принял решение о декриминализации и гуманизации уголовной политики. То есть за два года и 10 месяцев до моего судебного разбирательства».
По данным BBC Azerbaijan, он был задержан в августе 2016 года и «обвинен в передаче персональных данных абонентов третьей стороне в ООО «Азерфон», где он работал оператором».
Ахмадли заявил, что он сказал «нет» этому предложению и отметил, что «это решение было принято исключительно ради «галочки», что мне не нужна «неделя правосудия», и решил досидеть свой срок. В рамках амнистии певица Дениз Асадова была освобождена за 22 дня до окончания своего тюремного срока, что, по словам Ахмадли, было похоже на предложение, которое он получил, но отклонил.
Несмотря на предыдущее заявление правительства о том, что в 2025 году будет проведена «крупнейшая на сегодняшний день амнистия», которая охватит 20 000 заключенных, в последнее время проправительственные СМИ пишут, что амнистия охватит более 10 000 заключенных.
«Согласно предварительному списку, планируется освободить из тюрем около 5000 человек. Кроме того, число заключенных, сроки заключения которых будут сокращены на шесть месяцев, составляет примерно 3000 человек. Амнистия охватит в общей сложности более 10 000 человек, отбывающих наказания, отличные от тюремного заключения», — сообщило проправительственное издание Okhu.az 19 декабря.

