Саудовская Аравия заявила, что Объединенные Арабские Эмираты должны вывести свои войска из Йемена и прекратить поддержку вооруженных групп, действующих в этой раздираемой войной стране.
Во вторник Саудовская Аравия объявила поддерживаемое ОАЭ наступление сепаратистов в Йемене угрозой национальной безопасности Эр-Рияда и назвала действия Абу-Даби «крайне опасными», поскольку конфликт перерастает в открытый спор между странами Персидского залива.
«Королевство подчеркивает, что любая угроза его национальной безопасности является красной чертой, и королевство не колеблясь примет все необходимые шаги и меры для противостояния и нейтрализации любой такой угрозы», — заявило во вторник Министерство иностранных дел Саудовской Аравии.
Ранее коалиция под руководством Саудовской Аравии заявила, что нанесла удар по большому количеству оружия и боевых машин, отправленных ОАЭ сепаратистам на двух кораблях.
Саудовская Аравия и ОАЭ, традиционно близкие союзники, объединившие свои силы в Йемене против хуситов, все чаще вступают в противоречие по поводу конфликта у своих границ, а также войны в Судане. Как отмечают аналитики, это противостояние не только подрывает усилия по прекращению войны в Йемене, но и несет угрозу безопасности всего региона.
Что происходит в Йемене
ОАЭ и Саудовская Аравия присоединились к арабской коалиции в 2015 году, через год после того, как поддерживаемые Ираном повстанцы-хуситы взяли под контроль столицу Йемена, Сану. ОАЭ постепенно сократили свое участие в коалиции, в то время как хуситы становились все сильнее.
Раскол между бывшими партнерами в Йемене стал достоянием общественности в 2019 году, когда поддерживаемые ОАЭ группировки захватили районы на юге Йемена, включая город Аден.
Ситуация снова резко изменилась в декабре, когда базирующиеся на юге страны сепаратистские силы, связанные с Объединенными Арабскими Эмиратами, быстро захватили две крупные провинции, составляющие почти половину территории страны: нефтедобывающий регион Хадрамаут, граничащий с Саудовской Аравией, и Аль-Махра, граничащий с Оманом.
Одна из фракций международно признанного правительства Йемена — это основанный в 2017 году Южный переходный совет (STC), главная цель которого — это восстановление независимости Южного Йемена, бывшего до 1990 года независимым государством. В результате наступления STC фактически получил контроль над большей частью бывшего Южного Йемена.
3 декабря силы, поддерживающие Южный переходный совет, захватили военные объекты, правительственные здания и нефтяные объекты в центральной и северной частях Хадрамаута у йеменских племенных и военных сил, поддерживаемых Саудовской Аравией. В течение нескольких дней они захватили большую часть Хадрамаута, продвинулись в Аль-Махру до границы с Оманом.
Скорость наступления удивила большинство наблюдателей, поговаривали о том, что Саудовская Аравия и ОАЭ достигли договоренности о передаче всей этой части страны Южному переходному совету. Большинство правительственных подразделений сдали свои лагеря без боя, а прошедшие подготовку в Саудовской Аравии Национальные силы защиты (NSF) в основном разошлись по домам.
Лидер президентского совета Йемена, возглавляющего правительство, объявил чрезвычайное положение и аннулировал соглашение о безопасности с Абу-Даби.
По данным связанного с сепаратистами телеканала Aden Independent Channel, в последние дни сотни йеменских племенных вождей собрались в Адене, чтобы попросить лидеров Южного переходного совета объявить о независимости Южного Йемена.
Саудовская Аравия считает 425-мильную границу и глубокие культурные связи с Хадрамаутом важными элементами своей национальной безопасности, а Оман аналогичным образом относится к аль-Махре. Эр-Рияд теперь требует вывода войск, поддерживаемых ОАЭ, но STC отказывается подчиниться.
Ранее контроль над Хадрамаутом делили силы Южного переходного совета, контролировавшие прибрежные районы, и группировки, поддерживаемые саудитами, которым достались внутренние пустынные зоны. Хотя это географическое разделение имеет исторические корни, район в целом традиционно склонялся к автономии, будь то в рамках единого Йемена или в качестве части отдельного государства.
Хадрамаут не является традиционным оплотом Южного переходного совета, но лидеры этой группы считают нефтяные ресурсы провинции необходимыми для жизнеспособного отдельного государства. Однако Эр-Рияд предпочитает единый Йемен, и многие хадрамиты выступают против Южного переходного совета, опасаясь, что он подорвет автономию, к которой они стремятся, и возродит репрессивную политику бывшего Южного Йемена.
Напряженность между этими противоречивыми целями усилилась за последний год.
Аналитики Вашингтонского института ближневосточной политики также отмечают, что время проведения операции может также быть связано с ожидаемым возобновлением мирных переговоров между Саудовской Аравией и хуситами, достигших значительного прогресса, прежде чем война в Газе поставила их на паузу.
ОАЭ относятся к примирению с хуситами с куда меньшим энтузиазмом и заинтересованы в создании независимого южного государства, чтобы сохранить свое влияние на побережье от Аль-Мукаллы до Баб-эль-Мандебского пролива, имеющего решающее значение для укрепления их статуса в международной торговле. А Южный переходный совет, возможно, пытается использовать в своих интересах стремление хуситов получить долю йеменской нефти, большая часть которой находится в Хадрамауте — уже взятые под контроль нефтяные месторождения делить с хуситами не придется.
Кроме того, наступление сепаратистов развернулось на фоне растущего напряжения в отношениях между Саудовской Аравией и ОАЭ по различным вопросам внешней политики, в том числе недавних переговоров королевства с администрацией Трампа о прекращении войны в Судане, где ОАЭ сталкиваются с растущим международным давлением.
«Братья-мусульмане»
В качестве еще одной причины осложнения ситуации эксперты Вашингтонского института ближневосточной политики называют стремление администрации Трампа объявить некоторые отделения движения «Братья-мусульмане» иностранными террористическими организациями.
ОАЭ и Южный переходный совет решительно выступают против влияния «Братьев-мусульман» в Йемене, в том числе в поддерживаемых Саудовской Аравией частях йеменского правительства. При этом в признанное правительство Йемена входит и партия «Ислах» — йеменская версия «Братьев-мусульман».
Решение США о признании «Братьев-мусульман» террористической организацией дали возможность Южному переходному совету представить свое наступление как необходимую меру по борьбе с «Братьями-мусульманами,», а также с влиянием «Аль-Каиды» в Хадрамауте. По словам представителей Южного переходного совета, обе эти группы играют роль в содействии контрабанде оружия хуситами из Омана.
Декларирую свое намерение противостоять исламистам, Южный переходный совет преподносит себя Вашингтону (и Израилю) как союзника в борьбе как с хуситами, так и с «Братьями-мусульманами».
Возможные последствия
Углубляющийся раскол ставит под угрозу перспективы мира в Йемене и создает риски для богатых нефтью стран Персидского залива, находящихся в центре этого конфликта.
«Йемен становится ареной, на которой Саудовская Аравия и ОАЭ соревнуются и сводят счеты через местных посредников, что уменьшает шансы на политический компромисс», — считает Ахмед Наги, старший аналитик по Йемену в International Crisis Group.
Саудовская Аравия готовится к новому раунду переговоров с лидерами хуситов, которые в воскресенье пригрозили возобновить нападения на королевство, в том числе на мегапроект Neom, если их требования о выплате компенсаций и предоставлении значительной доли доходов от нефти и газа не будут удовлетворены.
Разногласия Саудовской Аравии и ОАЭ есть и в других вопросах. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман все пытается позиционировать свою страну как бесспорного регионального лидера во всех сферах, от бизнеса до энергетики и внешней политики. Это вызвало трения между традиционными союзниками в ОПЕК, а в Дубае разочарованы и опасаются попытки заменить его в качестве делового центра Ближнего Востока. Существуют также разногласия по поводу того, как поступать с общим соперником — Ираном.
Как отмечают аналитики, если Саудовская Аравия и ОАЭ не смогут сдержать напряженность, то, вероятно, последуют боевые действия между фракциями йеменского правительства. Хотя Эр-Рияд позже начал формировать свои прокси-силы в стране, у королевства достаточно денег и связей, чтобы привлечь на свою сторону местные группировки, противостоящие Южному переходному совету.
В итоге, любые такие боевые действия пойдут на пользу хуситам. Пока правительственные силы будут заняты борьбой друг с другом, группировка может попытаться использовать момент в северо-восточной провинции Мариб, где находятся нефтяные месторождения, или вдоль побережья Красного моря, где удерживают позиции Национальные силы сопротивления, поддерживаемые ОАЭ.
По данным Мохаммеда аль-Баша, эксперта по Йемену и основателя консультационной компании Basha Report, многие силы Южного переходного совета были передислоцированы из других провинций, в результате чего одна из крупнейших военных баз на юге, авиабаза Аль-Анад, оказалась под угрозой вторжения хуситов. Территориальные завоевания дадут хуситам дополнительные ресурсы для будущих столкновений с США, их партнерами из Персидского залива и Израилем.
Нестабильность в Хадрамауте также создаст пространство для «Аль-Каиды» и других экстремистских групп, которые будут представлять более широкую угрозу в Йемене и за его пределами.
- Смерть посла. Как пандемия обнажила конфликт между Ираном и Саудовской Аравией в Йемене
- Почему Иран и Саудовская Аравия стали заклятыми врагами
- Противостояние в Красном море: Запад стоит перед непростым выбором
- Йемен до восстания хуситов: пистолет у виска и взлет клана аль-Хуси
- В Йемене договорились о масштабном обмене пленными. Близок ли конец крупнейшего гуманитарного кризиса в мире?
- Байден приостановил оружейную сделку Трампа с Саудовской Аравией и ОАЭ. Надолго ли?















