Президент США Дональд Трамп заявил, что американские нефтяные компании потратят миллиарды долларов на восстановление разрушенной энергетической инфраструктуры Венесуэлы после военной операции, которая привела к захвату бывшего лидера страны Николаса Мадуро.
«Мы собираемся привлечь наши крупнейшие нефтяные компании — самые крупные в мире — потратить миллиарды долларов, восстановить разрушенную инфраструктуру — нефтяную инфраструктуру — и начать зарабатывать деньги для страны, — сказал Трамп во время пресс-конференции в субботу в своем поместье Мар-а-Лаго во Флориде. — Им будут возмещены расходы».
Венесуэла обладает крупнейшими в мире доказанными запасами сырой нефти, но сталкивается с проблемами добычи из-за санкций, старой инфраструктуры и неэффективного управления.
Такая реконструкция нефтяной промышленности будет практически беспрецедентной, но, как отмечает Bloomberg, Трамп оставил без ответа многие важные вопросы: как будет проходить транзит власти, с кем США будут сотрудничать, на каких условиях в страну могут вернуться американские нефтяные компании, и главное, кому достанется венесуэльская нефть, если США вложат деньги в модернизацию разрушенной многолетними санкциями и плохим управлением инфраструктуры.
Трамп не взял на себя обязательства по отправке американских войск для содействия транзиту власти в стране, заявив лишь, что его правительство поможет обеспечить защиту и улучшение нефтяной инфраструктуры.
Пока непонятно и то, на кого в Венесуэле рассчитывают США. На пресс-конференции Трамп сказал, что госсекретарь США Марко Рубио вел переговоры с вице-президентом страны Делси Родригес.
По словам Трампа, Родригес, назначенная временным президентом Верховным судом Венесуэлы, выразила готовность сделать «все, что попросят США». Однако, выступая по государственному телевидению уже после заявления Трампа, Родригес назвала Мадуро «единственным президентом Венесуэлы» и добавила, что правительство готово защищаться.
Трамп также сказал, что не разговаривал с лидером оппозиции Венесуэлы Марией Кориной Мачадо, которой было запрещено участвовать в президентских выборах 2024 года, но которая сыграла важную роль в мобилизации поддержки для соперника Мадуро, который, как считает оппозиция, победил на выборах.
Президент США сказал, что Мачадо «не имеет поддержки и уважения внутри страны», необходимых для управления Венесуэлой.
Возрождение нефтяной промышленности
Венесуэла, по данным Управления энергетической информации США (EIA), располагает огромными запасами нефти в размере 303 миллиардов баррелей, что составляет примерно пятую часть мировых запасов.
Аналитики и трейдеры считают, что восстановление критически важной инфраструктуры в стране может занять несколько лет.
Низкие цены на нефть — еще один сдерживающий фактор, особенно с учетом уровня инвестиций, которые могут потребоваться. Президент США неоднократно заявлял, что он ценит низкие цены на нефть и бензин, поскольку стремится сдержать инфляцию и решить проблемы, связанные с ростом стоимости жизни. Цены на нефть завершили 2025 год с самым резким годовым падением с 2020 года.
План Трампа в отношении Венесуэлы соответствует его широкому видению энергетического доминирования США, при котором американские компании не только обеспечивают рекордную добычу нефти и газа внутри страны, но и оказывают влияние на мировом рынке.
Тем не менее, объем восстановительных работ, которые необходимо будет провести, огромен.
Для возрождения нефтяной промышленности Венесуэлы компаниям необходимо будет восстановить запущенную нефтяную инфраструктуру страны, которая десятилетиями страдала от неэффективного управления, коррупции и недостатка инвестиций. Миллионы людей покинули страну, в том числе квалифицированные нефтяники, которые сейчас работают в США, на Ближнем Востоке и в Европе.
По оценкам экспертов, только для стабилизации существующего производства потребуется несколько миллиардов долларов на ремонт скважин, электроснабжение, водоснабжение и ремонт экспортной инфраструктуры.
Венесуэльская государственная нефтегазовая компания PDVSA утверждает, что ее трубопроводы не обновлялись в течение 50 лет, а стоимость обновления инфраструктуры для возвращения к пиковым уровням добычи составит 58 млрд долларов.
Крупные нефтяные компании
Неясно, насколько нефтяные гиганты, такие как Exxon Mobil Corp., Chevron Corp., ConocoPhillips и другие, готовы вкладывать значительные суммы денег в страну, где действует временное правительство, поддерживаемое США, без установленных правовых и фискальных норм.
Компания Chevron, единственная на сегодня американская нефтяная компания, которая все еще занимается добычей и переработкой нефти в Венесуэле, заявила, что продолжит работать в «полном соответствии со всеми соответствующими законами и правилами», но не прокомментировала планы расширения.
ConocoPhillips заявила, что следит за развитием событий в Венесуэле и их потенциальными последствиями для глобальных поставок энергоресурсов и стабильности, добавив, что «пока преждевременно делать предположения о будущей деловой активности или инвестициях».
Chevron находится в выгодном положении, чтобы помочь разблокировать больше венесуэльской нефти, поскольку она уже добывает около 20% нефти страны, работая в течение большей части последнего десятилетия в рамках санкционного исключения, предоставленного правительством США.
Exxon и ConocoPhillips также имеют опыт работы в Венесуэле, однако ушли из страны после национализации их активов в середине 2000-х годов предшественником Мадуро, Уго Чавесом, за что им по-прежнему полагаются миллиардные компенсации. Exxon ранее заявляла, что рассмотрит возможность инвестирования в Венесуэлу, но только при наличии подходящих условий.
Аналитики полагают, что сильная экономика и более высокие цены на нефть в ближайшие годы могут также побудить другие компании, которые пока остаются в стороне, пересмотреть возможность работы в Венесуэле, если ситуация в стране начнет стабилизироваться, и им будут предложены концессии.
Франциско Мональди, директор по энергетической политике Латинской Америки в Университете Райса в Хьюстоне считает маловероятным, что крупные западные нефтяные компании будут участвовать в переговорах до тех пор, пока в стране не будет достигнута политическая стабильность и ясность в правовых нормах.
Есть сомнения, что инвесторы поспешат в Венесуэлу, учитывая десятилетия нестабильности и масштабы инвестиций, необходимых в нефтяном секторе страны. «Речь идет об огромных капиталах. Только для поддержания производства на текущем уровне до 2040 года потребуется около 65 млрд долларов, а для восстановления венесуэльского производства до 2 млн баррелей в день — более 100 млрд долларов, — цитирует Financial Times Шрайнера Паркера, аналитика энергетической консалтинговой компании Rystad. — Это не то, к чему американские компании будут стремиться через несколько часов после вмешательства».
Неопределенная ситуация с поставками
Нефтяной рынок также интересует, что теперь будет с поставками венесуэльской нефти — в середине декабря США начали захватывать суда, транспортирующие нефть.
Трамп заявил, что нефтяная блокада остается в силе. Но уже понятно, что он хочет, чтобы поддерживаемая США администрация возродила нефтяную промышленность страны, вернув ее к прежним высотам середины 20-го века, когда Венесуэла была крупнейшим экспортером в мире и одним из основателей ОПЕК.
В субботу президент США заявил, не вдаваясь в подробности, что Америка будет продавать «большие объемы» нефти нынешним покупателям и дополнительным клиентам.
Трамп предположил, что доходы от продажи венесуэльской нефти могут помочь финансировать различные цели — от возмещения расходов правительства США в стране до компенсации нефтяным компаниям, которые столкнулись с перебоями в региональной деятельности и конфискацией активов. Трамп пообещал, что о венесуэльцах, как внутри страны, так и за ее пределами, также «позаботятся».
По данным компании Kpler, которая отслеживает данные о судоходстве, в настоящее время Венесуэла добывает около 800 000 баррелей нефти в день, что составляет менее 1% мирового объема добычи.
В случае отмены санкций добыча может вырасти примерно на 150 000 баррелей в день в течение нескольких месяцев, но для возвращения к уровню 2 миллионов баррелей в день или выше потребуются «масштабные реформы» и крупные инвестиции со стороны международных нефтяных компаний.
Также остается вопрос об активах других стран в Венесуэле.
Испанская Repsol, итальянская Eni SpA и французская Maurel et Prom SA по-прежнему работают в Венесуэле и являются партнерами государственной компании Petroleos de Venezuela SA в нефтегазовых проектах.
«Китайские компании вложили значительные средства в инфраструктуру Венесуэлы (энергетика, телекоммуникации), поэтому попытки исключить китайские инвестиции и операторов из страны могут привести к непредвиденным последствиям», — сказал Михал Мейдан, директор Китайской энергетической программы Оксфордского института энергетических исследований.
Нефтяной потенциал Венесуэлы
Для добычи нефти, которой располагает Венесуэла — тяжелой, сернистой сырой нефти — требуется специальное оборудование и высокий уровень технического мастерства.
Соединенные Штаты, крупнейший производитель нефти в мире, в основном добывают легкую нефть, которая хорошо подходит лишь для производства бензина. Тяжелая сернистая нефть, такая как венесуэльская, очень важна для производства определенных продуктов в процессе переработки, включая дизельное топливо, асфальт и топливо для заводов и другого тяжелого оборудования. Дизельное топливо сейчас в дефиците во всем мире — в значительной степени из-за санкций в отношении венесуэльской нефти.
Подписывайтесь на наши соцсети и рассылку
Возвращение венесуэльской нефти на мировой рынок может быть особенно выгодным для США: Венесуэла географически близко, а ее нефть относительно дешевая. Большинство нефтеперерабатывающих заводов в США были построены для переработки тяжелой нефти из Венесуэлы, и они значительно более эффективны при использовании венесуэльской нефти по сравнению с американской.















