7 января Франция простилась с легендой кино Брижит Бардо. Актриса скончалась 28 декабря в возрасте 91 года. Частная церемония прощания прошла в церкви Notre-Dame-de-l’Assomption в Сен-Тропе. Ее похоронили на кладбище с видом на Средиземное море, где похоронены и ее родители.
После смерти Бардо разгорелись споры о том, как ее следует хоронить. В последние годы Бардо тесно ассоциировалась с крайне правыми и попадала в скандалы из-за спорных высказываний, критиковала феминизм, движение #MeToo, мусульман и пять раз была осуждена за разжигание расовой ненависти.
Французский правый политик Эрик Чиотти призвал проводить легенду кино Брижит Бардо в последний путь с национальными почестями и создал соответствующую петицию. Его предложение было горячо поддержано правым крылом Франции, но вызвало возражения со стороны большинства левых политических оппонентов.
Близкая подруга Бардо Венди Бушар заявила французскому телевидению, что, хотя петиция правых политиков и исходит из добрых побуждений, но она не уверена, что Бардо — «человек, проживший жизнь в простоте и лишениях» — хотела бы такого национального чествования.
Сама Бардо просила похоронить ее на территории ее поместья «Ла Мадраг» на Лазурном берегу, а не на общественном кладбище, опасаясь, что «толпа идиотов может повредить могилы моих родителей и бабушек с дедушками».
Однако мэрия Сен-Тропе сообщила, что Бардо будет похоронена в частном порядке на городском кладбище, которое выходит к Средиземному морю и расположено рядом с ее домом.
Церемония прощания была организована в церкви Notre-Dame-de-l’Assomption (Вознесения, или Успения Девы Марии).
Паблик города Сан-Тропе выставил фотографии из церкви накануне церемонии прощания. Туда уже заранее принесли венки.
Подписывайтесь на наши соцсети и рассылку
Похороны были заявлены как частные и конфиденциальные, присутствовать на церемонии прощания можно было только по приглашению. Однако происходящее в церкви транслировалось на больших экранах в Сен-Тропе. Возле экранов собралось множество людей.
Многие поклонники, собравшиеся на улицах города, держали в руках фотографии Бардо и даже рисунки с ней.
На похороны Бардо съехалось множество знаменитостей, не только из мира искусства, но и политики. Самой известной гостьей, пожалуй, была Марин Ле Пен. Лидер французских крайне правых — давняя подруга актрисы, а та поддерживала Ле Пен на президентских выборах.
Среди других знаменитостей, замеченных на похоронах — певица Мирей Матьё, актер Бернард Монтьель, актриса Шанталь Ладезу, юморист Рафаэль Мезрахи, диджей и автор исполнитель Jean-Roch, актриса Анаис Монори, актриса Матильда Биссон, радио- и телеведущий Жан-Люк Стефан, активист движений в защиту окружающей среды и морских животных Пол Уотсон, певец Жерар Ленорман, певец Венсан Никло и группа Gipsy Kings вместе с их бывшим участником и основателем Чико Бучикхи.
После церемонии в церкви траурная процессия отправилась на кладбище.
Муж Бардо Бернар д’Ормаль дал интервью журналу Paris Match, в котором его спросили, почему семья отказалась от национальных почестей, которые предлагал Елисейский дворец. Он ответил, что не занимался этим, однако считает, что в качестве национальной почести для Бардо лучше создать государственный секретариат по защите животных и покончить «с такими ужасами, как употребление конины в пищу и забой животных без оглушения на бойнях».
«Этого Брижит требовала всю жизнь, этого она хотела бы и этого хотим мы для нее. Брижит хотела простых похорон. Хотя рядом с ней, надо признать, никогда ничего не было по-настоящему простым…»
По словам д’Ормаля, она смирилась со скорой смертью и уже ждала ее. В попытке спасти жизнь Бардо врачи провели две операции, существенно подорвавшие ее здоровье. Ситуацию усугубляли и сильные боли в спине. Повлияла на нее и смерть Алена Делона, с которым она дружила: «Они были свидетелями мира, который уходил вместе с ними».
«Даже если она не показывала этого, чтобы нас не огорчать, Брижит хотела уйти. За последние месяцы это два-три раза срывалось у нее с языка — в моменты физической боли она говорила: «Мне надоело, я хочу уйти…»», — рассказал д’Ормаль.
Он был рядом с женой в последние минуты и все последние дни. Он рассказал, что она была в сознании до самого конца и, хотя испытывала постоянные боли, продолжала переживать за судьбу животных: в последние годы она посвятила себя зоозащите. Она ушла, «окруженная животными, которых любила больше всего на свете».
«Она лежала в нашей большой кровати, собаки свободно ходили туда-сюда, кошки часто сворачивались клубком рядом с ней», — рассказал Бернар д’Ормаль.
Ее последние слова были обращены к нему.
«Я дремал рядом с ней. Услышав, как она сказала «Пиупиу» — это было наше интимное выражение, — я приподнялся, и потом все кончилось. На ее лице появилось спокойствие. И она снова стала невероятно красивой, как в молодости. Никто бы не поверил, что ей 91 год», — рассказал супруг актрисы.















