7f36b480 ebcd 11f0 98c0 b72e1e8ed823.jpg Новости BBC наркотики

Трамп заявляет, что наркотики идут в США через Венесуэлу. Прав ли он?

0

Венесуэльского лидера Николаса Мадуро еще только везли в США после захвата в Каракасе, а президент Дональд Трамп уже пригрозил Мексике и Колумбии, что они — следующие в его войне с наркотиками.

«Пора ему подумать о своей шкуре», — заявил Трамп о Густаво Петро, президенте Колумбии, которого он обвиняет в причастности к производству кокаина и переправке его в США. О Мексике, с которой США имеют границу протяженностью 3145 км, от океана до океана, Трамп сказал, что с ней «надо будет что-то сделать».

Эти предупреждения не остались неуслышанными. Пленение Мадуро, которого США обвиняют в «наркотерроризме» и связях с колумбийскими вооруженными группировками и мексиканскими картелями, показали, что администрация Трампа не ограничивается пустыми угрозами.

В августе 2025 года США начали собирать мощную группировку в Карибском море, у берегов Венесуэлы. Вашингтон заявлял, что это делается, чтобы остановить контрабанду наркотиков из Венесуэлы, и что эта страна стала базой «Картеля солнц» (Cartel de los Soles) — «наркотеррористической организации», связанной, по утверждению Вашингтона, с венесуэльской армией и возглавляемой самим Николасом Мадуро.

В течение нескольких месяцев американские военные время от времени наносили удары по небольшим судам в Карибском море, на которых предположительно перевозились наркотики. На этих судах были убиты по меньшей мере 110 человек.

Мексика и Колумбия — это ключевые игроки в глобальной системе наркотрафика. Колумбийские и мексиканские вооруженные группировки и картели представляют собой угрозу и для самих этих стран, и для любых целей США в регионе. Но что в сравнении с ними представляет из себя Венесуэла? И может ли Трамп на самом деле провести еще одну такую операцию, как захват Мадуро? И только ли в наркотиках дело?

В этот беспрецедентный для Латинской Америки момент этими вопросами задаются очень многие.

По словам экспертов, с которыми поговорил корреспондент BBC News Mundo, Венесуэла прежде всего служит транзитной страной для кокаина, сырье для которого выращивают в основном в Колумбии. Как объясняет Даниэль Рико из Национального университета Колумбии, в Венесуэле есть много лабораторий по производству кокаина, но меньше плантаций коки.

«Венесуэла используется для расширения сети поставок наркотиков из Южной Америки. Выходы с карибского побережья Колумбии дополнены выходами с карибского побережья Венесуэлы», — сказал Би-би-си Франсиско Даса из колумбийского Фонда мира и примирения.

Главные рынки сбыта, на которые отправляют партии наркотиков — это Европа и Северная Америка.

«Венесуэла сама по себе — скорее не производитель, а нечто вроде сформировавшейся в последние 20 лет транзитной зоны с открытыми для наркотиков небом и портами», — объясняет доктор Хорхе Мантилья из чикагского Университета Иллинойса. Этому превращению, по его словам, способствовали политические и военные структуры Венесуэлы и присутствие колумбийских вооруженных группировок.

Колумбийская «Национально-освободительная Армия» (ELN), созданная в 1960-е годы, по словам Дасы и Мантильи, сотрудничает с коррумпированными военными в нескольких штатах Венесуэлы и является самой мощной вооруженной группировкой на огромной территории вдоль колумбийско-венесуэльской границы (ее общая протяженность — около 2300 км).

ELN борется за контроль над этим стратегически важным коридором для наркотрафика и другой контрабанды с отколовшимися фракциями группировки ФАРК («Революционные вооруженные силы Колумбии») и, по некоторым сведениям, с крупнейшей преступной группировкой Колумбии, «Кланом залива» (Clan del Golfo).

Почти весь кокаин производится в Колумбии, Перу и Боливии, основная масса — в Колумбии. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), в 2023 году производство кокаина подскочило сразу на 53% и достигло 2600 тонн. Этот рекорд удалось установить благодаря постоянным усовершенствованиям методов выращивания и путей доставки. Селекционеры, в частности, вывели коку с высоким содержанием активного вещества в листьях, а доставщики обзавелись судами, способными ходить на большие расстояния.

«Листья коки перерабатываются в основном в лабораториях в этих трех странах. Там из них делают потребительский продукт (главным образом гидрохлорид кокаина) или иногда промежуточный продукт, поскольку некоторые стадии обработки могут быть пройдены на дальнейших отрезках цепи поставок», — объясняет глава секции данных, аналитики и статистики в УНП ООН Антуан Велья.

Кокаин могут сначала переправить в соседние страны — Эквадор или Венесуэлу, а оттуда на скоростных катерах, рыбацких баркасах или гибридных полуподводных лодках доставить в страны Центральной Америки или прямо в Мексику, откуда он продолжит путь на север по земле.

Половина всего колумбийского кокаина производится в трех регионах. Один из них, Кататумбо, находится на северо-востоке страны, у границы с Венесуэлой, остальные — на юге, на берегу Тихого океана и у границы с Эквадором.

74% партий кокаина переправляют на север по Тихому океану и только 16% — по Карибскому морю. Такова была оценка Управления по борьбе с наркотиками США по состоянию на 2020 год.

В Мексике наркокартели за последние десятилетия создали сложную систему транспортировки наркотиков. Зачастую они ввозятся в США через официальные порты и пункты пропуска. Но в отношении Мексики Вашингтон больше всего заботит не кокаин, а местное производство синтетических наркотиков, таких как метамфетамины и опиоиды, в том числе фентанил, распространение которого привело к «эпидемии передозировок» в США.

От наркотиков в США погибает больше людей, чем от огнестрельного оружия или в авариях на дорогах, и большая часть этих смертей приходится на передозировки фентанилом. Он в 50 раз сильнее героина. Два миллиграмма — крупица размером с шарик в шариковой ручке — могут убить человека.

В последние время число смертей от фентанила стало сокращаться, отчасти — благодаря распространению противоядия, налоксона. Но их все равно очень много: с октября 2023-го до сентября 2024 года от передозировки (в основном опиоидами) погибли 87 тысяч человек. За предыдущие 12 месяцев — 114 тысяч.

По данным американского Управления по борьбе с наркотиками, Министерства юстиции США и аналитической службы Конгресса США, почти весь фентанил производится в Мексике, а прекурсоры для него завозят из Азии, в частности, из Китая.

Как отмечает Лоран Ланьель из Управления Европейского союза по наркотикам, мексиканские преступные синдикаты — самые большие, разветвленные и жестокие в Западном полушарии — создали сети поставок, протянувшиеся от Аргентины до Канады и Европы, и экспортируют не только наркотики, но и свои методы работы. Мексиканские агрономы, как считается, вывели более продуктивные сорта коки. Европейская наркомафия теперь опирается на логистику и помощь в обучении кадров со стороны мексиканских картелей, таких как Синалоа.

То, что Дональд Трамп, заявляя о борьбе с наркотиками, первым делом взялся за Венесуэлу — страну, которая играет в этой индустрии меньшую роль, чем Мексика и Колумбия, — дает многим комментаторам основания предполагать, что на самом деле Трамп хочет добиться смены власти в Каракасе. О наличии у него более широких планов — хотя Трамп их полностью пока и не раскрыл — говорят и его заявления о том, что теперь Венесуэлой будут управлять США, и рассуждения о судьбе венесуэльской нефти.

4 декабря госсекретарь США Марко Рубио сказал в телеэфире компании NBC: «Нельзя, чтобы Венесуэла была базой для агентов разведок Ирана, России, „Хезболлы“, Китая и Кубы, которые взяли эту страну под контроль. Мы видим, как наши противники со всего мира эксплуатируют ресурсы Африки и многих других стран. В Западном полушарии этого не будет».

Одновременно Рубио заверил, что администрация США ведет войну с наркомафией. А Дональд Трамп в тот же день заявил, что президент Колумбии Густаво Петро — «больной человек», чье время подходит к концу.

В конце октября Вашингтон ввел против Петро санкции, обвинив его в связях с наркомафией и заявив, что при нем производство кокаина в стране выросло до рекордных объемов.

Некоторые колумбийские политики обеспокоены перспективой новых санкций и маневрами американского флота вблизи их берегов, но при этом считают, что Петро вряд ли разделит судьбу Мадуро. В мае в Колумбии пройдут новые президентские выборы, и Петро баллотироваться на них не имеет права.

К президенту Мексики Клаудии Шейнбаум Трамп относится более благосклонно. Та предложила Вашингтону бороться с наркокартелями совместно — но без прямого физического участия США.

Но в целом регион нервно ждет следующих шагов Трампа. В его угрозах в адрес Мексики, Колумбии и даже Кубы — государств-противников США — видят признаки того, что с операции в Венесуэле началось нечто намного большее, чем просто война с наркомафией.

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC