Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.
Власти США рассекретили ряд документов, содержащих записи переговоров между президентом России Владимиром Путиным и тогдашним президентом США Джорджем Бушем, в ходе которых они обсуждали ситуацию в Чечне.
Переговоры проходили в период с 2001 по 2003 год.
Их стенограммы были опубликованы Национальным архивом безопасности США. Ключевой документ касается беседы, состоявшейся 21 октября 2001 года — чуть более месяца после террористических атак 11 сентября и во время второй чеченской войны.
В документе Буш напомнил Путину о предыдущих обсуждениях и сказал, что, по его мнению, Россия должна дать «умеренным чеченцам» возможность избавиться от радикальных групп, «таких как Аль-Каида». Под «умеренными чеченцами» президент США, как следует из контекста стенограммы, имел в виду окружение Аслана Масхадова — в то время президента Чеченской Республики Ичкерия, боровшейся за свою независимость от России.
Путин ответил, что, по его оценке, Масхадов не имел реального влияния. По словам российского президента, вокруг Масхадова было «всего 200–300 человек», и хотя он якобы прислушивался к призывам Госдепартамента США «избавиться от арабских террористов», у него не было ни сил, ни ресурсов для этого. Путин утверждал, что Масхадову не на кого было опереться.
В ходе беседы Буш прямо спросил Путина, считает ли он всех чеченцев террористами. Российский президент ответил отрицательно, но заявил, что «все боевики» являются террористами. В стенограмме зафиксировано утверждение Путина о том, что эти боевики якобы были обучены Усамой бен Ладеном и что они «даже выглядят так же, как он». Путин также заявил, что, по его мнению, именно бен Ладен отдал приказ о проведении террористических атак против мирных жителей на территории России.
В рассекреченных документах также содержатся другие заявления Путина, в которых он связывает чеченских боевиков с международным джихадистским движением. В частности, он утверждал, что «эти люди, которые работают с Аль-Каидой и бен Ладеном», якобы сказали, что они «устали убивать Иванов» и поэтому хотят поехать в Афганистан, «чтобы убивать там толстых американцев», а затем вернуться в Чечню.
Отдельная часть беседы была посвящена историческому контексту конфликта. Путин сказал, что «знает историю Чечни» и охарактеризовал ее как «400-летнюю проблему». Он отметил, что чеченский народ, по его словам, всегда стремился к независимости.
«Мы должны относиться к этому с уважением, однако сегодня это невозможно», — говорится в стенограмме.
Путин также напомнил, что, по его мнению, Россия «полностью вышла» из Чечни в 1995 году и фактически предоставила ей независимость в неофициальном порядке. По его словам, последствия этого шага проявились в подъеме «радикального ислама».
Путин связал решение проблемы радикализации в Чечне с вытеснением радикального ислама традиционными религиозными институтами. В разговоре с Бушем он сказал, что Россия поддерживает «традиционный ислам», с которым у властей «хорошие отношения». В то же время Путин признал, что российские войска «иногда совершают преступления», но добавил, что власти «принимают меры». В этом контексте он призвал США «не вмешиваться» в ситуацию.
В конце разговора Путин поднял вопрос о Грузии и обвинил тогдашнего президента страны Эдуарда Шеварднадзе в попустительстве или неспособности контролировать ситуацию в Грузии, заявив, что чеченские боевики создали около 1 500 военизированных лагерей на территории Грузии.















