Президент США Дональд Трамп в пятницу призвал руководителей крупнейших нефтяных компаний инвестировать в нефтяную отрасль Венесуэлы — спустя неделю после американской военной операции, завершившейся захватом президента страны Николаса Мадуро. Трамп хочет, чтобы нефтяники вложили в Венесуэлу как минимум 100 млрд долларов, но компании пока относятся к инициативе президента с осторожностью.
На встрече в Белом доме присутствовали главы энергетических компаний Exxon Mobil, ConocoPhillips, Chevron, Halliburton и другие. Генеральный директор Exxon Даррен Вудс прямо заявил, что без серьезных изменений и масштабных реформ «сегодня инвестировать в Венесуэлу невозможно».
Венесуэла обладает крупнейшими в мире доказанными запасами сырой нефти, но огромные запасы на бумаге не означают быстрой или прибыльной добычи. Нефтяная отрасль Венесуэлы страдает от старой, разрушенной инфраструктуры, недостаточных инвестиций и неэффективного управления со стороны государственной PDVSA. Сегодня в стране добывается примерно один миллион баррелей в сутки (менее 1% мировой добычи). Аналитики и трейдеры считают, что восстановление критически важной инфраструктуры в стране может занять несколько лет и потребует значительных вложений.
Трамп заявил нефтяникам, что именно американская администрация, а не венесуэльские власти впредь будет выбирать, каким компаниям работать в Венесуэле.
«Мы будем принимать решение о том, какие нефтяные компании туда войдут… мы будем заключать сделки с компаниями. Теперь у вас полная безопасность. Это совсем другая Венесуэла», — сказал Трамп в Белом доме.
Главы крупнейших нефтяных компаний признали огромный потенциал Венесуэлы, но пока не взяли на себя никаких конкретных финансовых обязательств.
«Наши активы там уже дважды конфисковывались, поэтому, как вы понимаете, чтобы вернуться в третий раз потребуются довольно существенные изменения по сравнению с тем, что мы наблюдали раньше, и с тем, что есть сейчас», — сказал глава Exxon Mobil Даррен Вудс, назвав Венесуэлу сегодня «неинвестируемой». Активы Exxon были национализированы в бытность венесуэльского президента Уго Чавеса в 2007 году.
Из американских компаний в Венесуэле по-прежнему работает лишь Chevron, из международных — испанская Repsol и итальянская Eni, главы этих компаний также присутствовали в Белом доме.
«Наши гигантские нефтяные компании потратят не менее 100 млрд долларов из собственных средств, а не из государственных. Им не нужны государственные деньги. Но им нужна государственная защита»,— сказал Трамп в начале встречи.
Бизнес-гигантов пугает политическая нестабильность и отсутствие гарантий безопасности. Трамп заверил присутствующих, что им будет обеспечена защита. Как предположил Трамп, безопасность на местах обеспечит венесуэльский режим, а не американские войска. «Я думаю, что народ Венесуэлы обеспечит вам очень хорошую безопасность», — сказал он.
Подписывайтесь на наши соцсети и рассылку
Chevron, на долю которой приходится примерно пятая часть добычи в стране, заявила, что рассчитывает нарастить производство, опираясь на уже имеющееся присутствие. Exxon сообщила, что в ближайшие недели направит техническую команду для оценки ситуации.
Repsol, которая сейчас добывает около 45 тысяч баррелей в день, заявила, что при благоприятных условиях видит возможность утроить производство в Венесуэле в ближайшие годы.
Руководители других компаний также отметили, что обещания Трампа о переменах могут стимулировать инвестиции, и выразили надежду воспользоваться ситуацией.
«Они предельно вежливы и максимально поддерживают инициативу, не беря на себя реальных денежных обязательств», — говорит Дэвид Голдвин, глава консалтинговой компании Goldwyn Global Strategies и бывший спецпосланник Госдепартамента США по международным энергетическим вопросам.
По его словам, Exxon и Shell «не будут инвестировать даже несколько миллиардов долларов — не говоря уже о десятках миллиардов» без гарантий безопасности, правовой определенности и конкурентоспособной налогово-финансовой системы.
«С точки зрения отрасли это не выглядит привлекательным», — говорит эксперт. — «Условия просто не подходят».
По словам Голдвина, более мелкие нефтяные компании могут с большей охотой выйти на венесуэльский рынок, но он оценивает будущие вложения в 50 млн долларов, что далеко от «фантастической» цифры в $100 млрд, о которой говорит Трамп.
После переговоров министр энергетики Райт признал, что на восстановление инфраструктуры «понадобится время», а Трамп назвал встречу «отличной».















