Site icon SOVA

Удар по устоям. Швейцарцы засомневались в эффективности своей политической системы после пожара на горнолыжном курорте

2f966e60 ebd3 11f0 b385 5f48925de19a.jpg Новости BBC пожар в Швейцарии

После разрушительного пожара в баре на швейцарском горнолыжном курорте Кран-Монтана, в результате которого погибли 40 человек, многие швейцарцы стали задаваться вопросом, насколько правильна и эффективна выстроенная в стране политическая система.

Швейцария, которую часто хвалят за высокую эффективность в разных областях жизни, имеет сильно децентрализованную систему управления, при которой деревни и города управляются местными чиновниками, избранными народным голосованием из числа жителей общины.

Швейцарцы дорожат этой системой, поскольку считают, что она обеспечивает подотчетность власти.

Однако у нее есть и слабые места: гипотетически чиновник, который выдает лицензию бару или утверждает проверку пожарной безопасности, может быть другом, соседом или даже родственником владельца заведения.

Когда в новогоднюю ночь начали поступать известия о пожаре, страна испытала шок. Многие убеждены, что подобное не может и не должно происходить в Швейцарии.

Затем пришла скорбь: погибли 40 молодых людей, 116 получили ожоги и травмы, многие — крайне тяжелые. На этом этапе возник вопрос — что стало причиной такой катастрофы?

И, наконец, на этой неделе на смену всем остальным чувствам пришла ярость, когда мэр Кран-Монтаны Николя Феро сообщил, что бар Le Constellation не проходил противопожарных проверок с 2019 года.

Кран-Монтана находится в швейцарском кантоне Вале, и ответственность за проверки пожарной безопасности лежит на мэре Феро и его коллегах. По правилам, такие проверки должны проводиться каждые 12 месяцев.

Как выяснилось, проверки не только не проводились, но это также удавалось каким-то образом скрывать от властей. По словам мэра, он сам узнал об этом лишь после пожара. Более того, по его словам, из 128 баров и ресторанов в Кран-Монтане в 2025 году были проверены лишь 40.

Феро не смог дать внятного ответа на вопрос, как такое возможно. Он лишь предположил, что в Кран-Монтане слишком мало инспекторов для того количества объектов, которое нуждается в проверке.

Эту позицию поддержала и Роми Бинер, мэр соседнего элитного курорта Церматт. В комментарии местным СМИ она заявила, что многие общины кантона Вале не располагают достаточными ресурсами для проверки такого числа заведений.

Однако этот аргумент плохо воспринимается швейцарским обществом, которое знает, что Кран-Монтана и Церматт — одни из самых богатых зимних курортов страны.

Поэтому, когда Феро вышел к прессе, швейцарские журналисты задавали ему жесткие вопросы: насколько хорошо мэр знал владельцев бара? бывал ли он сам в этом заведении? существовала ли хоть какая-то возможность коррупции?

«Абсолютно нет», — возмущенно ответил он на последний вопрос.

Вопросы возникли и у матери двух братьев, переживших пожар.

«Нам срочно нужны полные и прозрачные ответы», — написала она в соцсетях.

Выбравшись из горящего бара, каждый из ее сыновей сначала подумал, что другой погиб.

«Они спаслись, но глубоко травмированы. Эти эмоциональные шрамы останутся с ними навсегда», — написала мать.

Подобные вопросы — от журналистов и от семей пострадавших — вскрывают проблемы децентрализованной политической системы Швейцарии.

«Полный провал системы»

Избранные чиновники в таких городах как Кран-Монтана несут ответственность не только за пожарную безопасность. В их обязанности входит управление школами и социальными службами, а также сбор налогов.

Большинство таких чиновников работают неполный рабочий день и после избрания продолжают заниматься своей основной профессией.

Возможно, для некоторых коммун с ограниченными человеческими ресурсам обеспечение услуг, которых ожидает население в XXI веке, и контроль их качества — серьезный вызов. Но швейцарские избиратели ожидают большего, чем то, что они услышали от мэра Феро.

Заголовки в прессе после его пресс-конференции были беспощадными. Многие требовали отставки Феро и его коллег. Сам мэр эти призывы отверг, заявив: «Мы были избраны народом. Корабль не покидают посреди шторма».

«Провал по всем фронтам, — написала авторитетная газета Tages-Anzeiger. — Теперь под угрозой репутация Швейцарии».

«Полная катастрофа, тотальный провал системы проверок пожарной безопасности», — написал таблоид Blick.

Репутационный ущерб — это то, чего швейцарцы очень боятся и не любят. Швейцария — богатая страна во многом благодаря своей репутации безопасности, стабильности, надежности и подотчетности власти.

Если те, кто стоит у руля, подрывают эту репутацию и ставят под угрозу успех страны, швейцарцы этого не прощают.

Два десятилетия назад «полетели головы», когда обанкротилась Swissair — любимая национальная авиакомпания. Когда-то ее с любовью называли «летающим банком», но руководство сделало серию рискованных финансовых вложений, из-за которых компания оказалась в чрезмерных долгах.

В 2008 году банковского гиганта UBS, акциями которого владели многие швейцарцы, особенно пенсионеры, пришлось спасать за счет налогоплательщиков, чтобы предотвратить не только его крах, но и катастрофические последствия для мировой экономики.

Когда вскрылась безрассудная вовлеченность банка в рынок субстандартной ипотеки, это вызвало возмущение. На итоговом собрании акционеров того года обычно спокойные пожилые инвесторы освистывали руководство. Один из них даже выскочил на сцену и потребовал от боссов отказаться от щедрых бонусов, размахивая связкой швейцарских сосисок.

«На случай, если вы проголодаетесь», — выкрикивал он.

Трагедия Кран-Монтаны вызвала то же чувство — чувство преданного доверия. Но это гораздо хуже, чем Swissair или UBS. Погибли сорок человек, многие из них — подростки. Десятки получили травмы, изменившие их жизнь навсегда.

Швейцарские власти понимают: ответы должны быть даны быстро.

На поминальной службе в пятницу президент кантона Вале Маттиас Рейнар почти плакал и обещал провести «строгое и независимое» расследование и привлечь к ответу ответственных за трагедию представителей власти.

Президент Швейцарии Ги Пармелен заявил, что ожидает правосудия «без промедления и без снисхождения».

Владелец бара сейчас находится под стражей как фигурант уголовного расследования, но роль местных властей также будет тщательно изучена. Уже звучат призывы лишить муниципалитеты кантона Вале полномочий по пожарным проверкам и передать их центральному руководству кантона.

Адвокат Ромен Журдан, представляющий интересы ряда семей, объявил о намерении подать иск против муниципального совета Кран-Монтаны. По его словам, семьи «требуют допросить всех местных чиновников, чтобы подобная трагедия больше никогда не повторилась».

Параллельно в стране идет более глубокое, общенациональное переосмысление. Швейцарцы хотят понять, почему их любимая децентрализованная система, которую многие — возможно, самоуверенно — считали почти идеальной, дала столь катастрофический сбой.

В первые часы после пожара многие, наряду с шоком и скорбью, испытывали тихую гордость за то, насколько быстро сработали экстренные службы. Пожарные, бригады скорой помощи и даже вертолеты прибыли на место в течение считаных минут. Сотрудники экстренных служб также присутствовали на мемориальной церемонии — многие из них плакали.

Шок и горе по-прежнему глубоки, но гордость улетучилась.

Какой смысл в первоклассных, высокопрофессиональных экстренных службах, задаются вопросом швейцарцы, если при этом игнорируются базовые проверки пожарной безопасности?

Правительство Швейцарии заявляет, что поиск ответов — их моральная обязанность: прежде всего перед семьями погибших, но и перед собственными избирателями.

Exit mobile version