Президент США Дональд Трамп в очередной раз заявил, что США должны получить Гренландию в собственность. Отвечая на вопрос Би-би-си Дональд Трамп сказал, что Вашингтон добьется этого, «простым» или «тяжелым» путем. Но почему Гренландия представляет для Соединенных Штатов такую стратегическую ценность, что ради нее американский президент угрожает насилием своему союзнику по НАТО?
С военно-стратегической точки зрения у США есть, как минимум, две причины желать получения этого острова. Он защищает территорию США с моря и с неба.
Кроме того, Гренландия может упрочнить положение США в Арктике — регионе, который приобретает все большее значение.
Морской рубеж
Помните, как почти год назад Дональд Трамп написал в своей социальной сети, что США от Европы отделяет «большой прекрасный океан»? Он имел в виду Атлантику.
Западное побережье Соединенных Штатов омывает Тихий океан. Он таит в себе главную угрозу безопасности — к нему есть выход у Китая, причем китайское побережье довольно протяженное. Еще больше выхода к Тихому океану у России.
США традиционно относились к нему как к источнику угрозы, и он полон американских военных баз. У Америки больше всего зарубежных военных баз в Японии, на Филиппинах и в Южной Корее.
Атлантика — совсем другое дело. Ни у России, ни у Китая прямого доступа в нее нет.
Из России туда можно плыть через Черное море, Босфор и Дарданеллы, затем — Средиземное море и Гибралтар.
Но это не самый удобный путь, на нем есть, минимум, два очень узких турецких пролива, которые в случае войны закрываются согласно конвенции Монтрё.
Именно так и произошло в 2022 году — после полномасштабного вторжения в Украину российские и украинские военные корабли не могут пройти через проливы.
Второй путь для России кажется более легким: из Баренцева моря вокруг Скандинавского полуострова и далее — через широкий проход мимо Исландии в Атлантический океан.
Этот путь будет пролегать мимо натовских государств — Норвегии, Великобритании и Исландии. А с другой стороны у него будет как раз Гренландия.
Именно тут находится так называемый «Фареро-исландский рубеж» (в английском — GIUK gap, Greenland, Iceland, United Kingdom) — линия от Гренландии, через Исландию, Фарерские острова и до северной оконечности Шотландии.
Эта линия условная, военные считают ее наиболее удобным местом для защиты Атлантики со стороны Северного Ледовитого океана.
Стратегическую важность этого рубежа оценили еще в начале ХХ века, но во времена Холодной войны она приобрела решающее значение — ведь через него в Атлантику ходили на дежурство атомные подлодки с баллистическими ракетами. Затерявшись в Атлантике, такая подлодка могла бы нанести удар с неожиданного направления.
Атлантика была и остается самым главным путем снабжения Северной Америки и Европы. Блокировать этот маршрут пыталась Кригсмарине (военно-морские силы Третьего рейха) во время Второй мировой войны.
В случае начала Третьей мировой Советский Союз наверняка тоже бы попытался препятствовать судоходству в Северной Атлантике, отправив туда надводные или подводные корабли.
Во времена Холодной войны в этом районе (и некоторых других в Мировом океане) американцы разместили автоматическую систему контроля судоходства SOSUS (Sound Surveillance System — система звукового обнаружения), которая при помощи сети датчиков отслеживала выход советских подлодок на дежурство в Атлантику.
В 1980-х её заменила новая система IUSS (Integrated Undersea Surveillance System), которая включена в глобальную американскую военную систему слежения за судоходством.
В открытых источниках о каких-либо наземных объектах в Гренландии, связанных с IUSS, не сообщается, и зависит ли работоспособность системы в этом районе от присутствия американцев на берегу, неизвестно.
Однако слабое место любого рубежа обороны — фланги, и если НАТО потеряет контроль над Гренландией, как того боится Дональд Трамп, то те, кто такой контроль получат, вероятно, смогут свободней проникать в Северную Атлантику, чем это можно сделать сейчас.
Космическая оборона
Вторая причина — в Гренландии находится военная база Космических сил «Питуффик» (до 2023 года — база ВВС «Туле»), которая является важнейшим элементом американской системы предупреждения о пуске в сторону США межконтинентальных баллистических ракет. Это аналог российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).
Если посмотреть на глобус, то Гренландия находится под траекторией полета межконтинентальных баллистических ракет, которые могут запускаться из большинства позиционных районов российских войск стратегического назначения.
Примерно в 10 километрах от базы размещён большой стационарный радар раннего предупреждения о ракетном нападении UEWR (Upgraded Early Warning Radar), который способен отслеживать пуски из европейской части России и Азии.
Он расположен довольно близко к России, и в случае ракетного пуска позволяет выиграть дополнительное время — речь может идти о минутах — чтобы понять, каким образом следует отреагировать.
Администрация Трампа инициировала строительство новой системы стратегической противоракетной обороны, которую назвали «Золотой купол». Ее архитектура пока что обозначена в самых общих чертах, из которых следует, что она будет сфокусирована на космических системах.
Однако «Питуффик» является не только частью системы слежения за ракетными пусками, но также и космической базой, которая служит для связи со спутниками. Поэтому можно предположить, что своего значения она не потеряет и по мере развертывания военной спутниковой группировки.
Северо-Западный проход и Арктика
Наконец, контроль над Гренландией может в принципе усилить позиции США в Арктике — мировом регионе, освоение которого все ещё находится на довольно невысоком уровне.
Однако изменение климата приводит к таянию льдов, что открывает новые возможности для освоения природных ресурсов. В Гренландии есть нефть, уран и редкоземельные металлы: неодим, празеодим, диспрозий и тербий.
Важна она и для прокладывания новых транспортных коридоров.
Два самых известных транспортных коридора в Арктике — Северный морской путь вдоль берегов России и Северо-западный проход вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг.
Атлантика и Тихий океан и соединены Панамским каналом и проливом Дрейка у берегов Антарктиды. Но на севере такого пути нет.
В районе прохода очень плохо развита инфраструктура — там не хватает больших портов, систем связи, ледоколов.
Но торговый и военный потенциал этого прохода велик, и инвестиции окупятся.
Канада считает, что Северо-Западный проход находится в ее внутренних водах, США полагают, что она расположен в международных водах. В первом случае канадцы смогут устанавливать свои правила судоходства, во втором — там будут действовать правила международные.
Если США получат контроль над Гренландией, это значительно усилит их позиции в споре вокруг Северо-Западного прохода. Но не только.
Это в принципе усилит их позиции в Арктике, где сейчас все активнее действует Россия и Китай.
Москва, со своей стороны, наращивает военную мощь в Арктике, расширяя свою самую северную военную базу «Арктический трилистник» на Земле Франца-Иосифа и «Северный клевер» — на Новосибирских островах. У нее в Арктике также есть большие аэродромы и радары.
Китай в 2018 году объявил себя «околоарктическим государством», задекларировал создание «Полярного Шелкового пути» по Северному Ледовитому океану и начал закупать ледоколы.
Аренда или владение?
Подписывайтесь на наши соцсети и рассылку
Гренландия является автономной территорией в составе Королевства Дания.
В 1951 году США заключили договор о защите Гренландии, который был увязан с Североатлантическим договором.
Согласно существующим американско-датским договоренностям, США могут отправлять в Гренландию неограниченное число военных.
В 2023 году Соединенные Штаты и Дания подписали Соглашение о сотрудничестве в области обороны, которое также основывается на договорах НАТО и устанавливает юридическую основу для американских войск, действующих в Дании. Отдельное соглашение регулирует присутствие США в Гренландии.
Трамп не раз говорил, что Гренландия может оказаться в руках России или Китая, и что Америка должна владеть этой территорией, а не арендовать ее.
«Я люблю китайский народ, я люблю российский народ. Но я не хочу, чтобы они были нашими соседями в Гренландии. Это не будет, — заявил Трамп в начале января 2026 года. — И, кстати говоря, в НАТО должны это понять».
В поддержку Дании выступили ее основные союзники по НАТО — европейские страны и Канада. Они заявили, что «только Дания и Гренландия могут принимать решения о своих отношениях».















