Министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи в ответ на угрозы Дональда Трампа заявил в понедельник, что Исламская республика готова как к войне, так и к переговорам с США. Иранские правозащитники, работающие за пределами страны, сообщают о сотнях погибших и предполагают, что на самом деле их уже тысячи. Надежных сведений нет: в стране по-прежнему полностью отключен интернет.
Число жертв растет
Работающая в Норвегии иранская правозащитная организация Iran Human Rights (IHR) в понедельник заявила, что, по ее сведениям, в ходе столкновений погибли уже как минимум 648 человек.
На деле жертв, как предполагает IHR, может быть гораздо больше — до шести тысяч, но из-за отключенного интернета проверить многие сообщения об убитых пока невозможно.
Начавшиеся 28 декабря протесты, изначально спровоцированные экономическими проблемами, превратились в одну из самых серьезных угроз для исламских властей Ирана.
Силовые структуры жестоко подавляют протесты. Оппозиционеры говорят, что власти отключили интернет в том числе для того, чтобы скрыть масштаб репрессий.
В последние дни власти начали организовывать по всей стране митинги в свою поддержку.
Президент США Дональд Трамп заявил в воскресенье, что руководство Ирана во главе с 86-летним аятоллой Али Хаменеи позвонило ему с предложением провести переговоры. В последнюю неделю Трамп неоднократно угрожал иранским властям вмешательством США.
«[Но] возможно, нам придётся начать действовать до этой встречи», — добавил Трамп.
«Исламская Республика Иран не стремится к войне, но полностью готова к ней, — заявил министр иностранных дел Аббас Арагчи на конференции иностранных послов в Тегеране, транслировавшейся государственным телевидением. — Мы также готовы к переговорам, но эти переговоры должны быть справедливыми, равноправными и основанными на взаимном уважении».
Пресс-секретарь министерства иностранных дел Эсмаил Багаи заявил, что между Арагчи и специальным посланником Трампа по Ближнему Востоку Стивом Уиткоффом открыт канал связи. Дипломатических отношений у США с Ираном нет — интересы США в Тегеране представляет посольство Швейцарии.
Интернет в Иране полностью отключен с вечера четверга.
Исследователь в области интернета Алиреза Манафи говорит, что единственный возможный способ подключиться к интернету сейчас в Иране — это спутниковые терминалы Starlink. С их помощью иранцы выкладывают в сеть видео и фото протестов. Манафи призвал пользователей Starlink быть осторожными: такие подключения могут быть отслежены властями.
Иностранным средствам массовой информации, в том числе Би-би-си, либо полностью запрещено работать в Иране, либо разрешено, но с жесткими ограничениями на передвижение по стране.
Сведения о погибших собирают и публикуют IHR, а также работающая в США Human Rights Activist News Agency. Персидская служба Би-би-си тоже проверяет факты гибели и личности убитых, и ей удалось поговорить с семьями нескольких погибших.
Среди сотен видеороликов из Ирана, проанализированных Би-би-си, есть один, на котором запечатлена ситуация в тегеранском морге. На видео — десятки тел.
Это видео, впервые опубликованное в телеграме в 00:45 по местному времени в воскресенье, показывает скорбящих в морге, расположенном в 20 км к югу от центра Тегерана, плачущих и призывающих к «мужеству», неся гроб.
Обычно эти церемонии сопровождаются выкриками «Нет Бога, кроме Аллаха», но в этом видео слышны выкрики: «Смерть Хаменеи!».
Большая часть видео была размыта, чтобы скрыть личности участников церемонии, но Би-би-си удалось подтвердить, что церемония проходила в этом морге, сопоставив его изображения с изображениями в Google Photos.
На кадрах, снятых, как определили журналисты AFP, в Кахризаке, видны тела, завернутые в черные мешки, и, по-видимому, скорбящих родственников, ищущих своих близких.
Иранские государственные СМИ заявляют, что убиты уже десятки сотрудников силовых структур. Похороны некоторых из них власти постарались превратить в большие проправительственные митинги.
Реакция властей
Глава судебной власти Ирана Голамхоссейн Мохсени-Эджеи призвал прокуроров тесно сотрудничать со спецслужбами, чтобы рассматривать дела «как можно быстрее». Он вновь, вслед за верховным лидером Ирана аятоллой Хаменеи и другими членами иранского руководства, обвинил протестующих в том, что их поддерживают США и Израиль.
Генеральный прокурор Ирана Мохаммад Казем Мовахеди-Азад 10 января заявил, что все участники беспорядков могут быть обвинены в «войне против Аллаха» — за это в Иране полагается смертная казнь. В ходе прошлых крупных протестов в 2022 году власти казнили часть участников демонстраций, предъявив им именно это обвинение.
Государственное телевидение Ирана пытается показать, что ситуация успокаивается, транслируя, например, кадры со спокойными улицами и обычным движением на них. Губернатор Тегерана Мохаммад-Садег Мотамедиан заявил по телевидению, что число протестов уменьшается.
Правительство объявило трехдневный национальный траур по жертвам «беспорядков», а государственное телевидение транслировало кадры митингов в поддержку исламской республики, которые начались в нескольких городах. В Тегеране вечером в понедельник ожидался марш в поддержку Исламской республики.
Иранская государственная медиасеть «Исламская Республика Иран» (IRIB) сообщила, что в нескольких городах прошли проправительственные демонстрации.
На кадрах видно, что улицы заполнены толпами людей, а в одном из переведенных постов в телеграм-канале сети говорится, что демонстранты вышли на улицы в знак солидарности против недавних «террористических действий».
Персидская служба Би-би-си ознакомилась с текстовыми сообщениями, приглашающими людей принять участие в митингах в поддержку властей, которые прошли в понедельник по всей стране, при этом некоторые жители Ирана сообщают, что сами не могут отправлять СМС.
«Встаньте на сторону народа»
Живущий в США сын свергнутого шаха Ирана Реза Пехлеви призвал иранских силовиков и государственных служащих присоединиться к протестам против властей.
«У сотрудников государственных учреждений, а также членов вооруженных сил и сил безопасности есть выбор: встать на сторону народа и стать союзниками нации или выбрать соучастие с убийцами народа», — написал он в социальных сетях.
Он также призвал протестующих за рубежом заменять флаги над иранскими посольствами. «Настало время украсить их национальным флагом Ирана», — сказал он.
Иранские эмигранты часто поднимают дореволюционный флаг на митингах в поддержку восставших соотечественников.
В Лондоне один из участников такого митинга в минувшие выходные забрался на балкон иранского посольства и заменил флаг Исламской республики на старый шахский флаг со львом и солнцем. Иранский МИД заявил, что вызвал британского посла в Тегеране в связи с этим инцидентом.
Подписывайтесь на наши соцсети и рассылку
Дэвид Саттерфилд, бывший посол США на Ближнем Востоке и бывший специальный представитель президента Джо Байдена по Ближнему Востоку, сказал Би-би-си, что, по его оценке, власти Ирана уже неспособны обеспечить удовлетворение основных нужд населения.
Речь идет о воде, топливе, электричестве и продуктах питания по ценам, доступным не только высшим и средним, но и беднейшим слоям населения.
«У режима нет ресурсов для устранения причин протестов, — сказал Саттерфилд. — Если речь идет о культурных событиях, как в протестах 2022 года, режим может — и действительно это сделал — ослабить ограничения в отношении женщин, смягчить дресс-код, полиция нравов перестала требовать покрывать волосы. Но когда люди требуют прожиточного минимума, не обесценивающейся валюты, топлива, электричества, воды — этого режим с такой же легкостью дать уже не может».















