Исследовательский центр транспортных коридоров публикует обширное заявление по глубоководному порту Анаклия и утверждает, что, «заблокировав» проект Анаклия, Грузия потеряла свой статус глобального игрока в регионе.
В заявлении говорится о важности порта Анаклия и отмечается, что с приостановкой проекта «Грузия потеряла возможность привлекать реверсивные грузы из Восточной и Центральной Европы через Анаклию».
Отмечается, что бессрочная приостановка проекта строительства порта Анаклия позволяет России взять под контроль стратегические грузопотоки Центральной Азии и направлять их через собственные транспортные коридоры и порты.
Исследовательский центр говорит о возможностях, которые Грузия упустила из-за приостановки проекта. Среди них особо выделяется потеря дефицитных рабочих мест.
Эксперты центра считают, что перенос срока открытия порта Анаклия на неопределенный срок негативно скажется на инвестициях американских и европейских компаний в Грузии, поскольку уход американской Conti Group и SSA Marine с грузинского инвестиционного рынка будет воспринят как негативный сигнал для американских инвесторов и их филиалов в Европе в отношении размещения и защиты инвестиций.
«Параллельно с созданием новых мощностей в соседних государствах на Каспии выход Анаклия из общей схемы дает дополнительное конкурентное преимущество через Волго–Донской канал российско–иранскому транспортному коридору Север – Юг, сильным противовесом которому рассматривался порт Анаклия.
<…> Приостановление проекта строительства порта Анаклия, естественно, дает России дополнительную возможность, используя ось Беларусь-Россия -Центральная Азия, беспрепятственно перераспределять грузы, производимые в Восточной и Центральной Европе, с помощью собственной транспортной инфраструктуры.
<…> Для привлечения экспортной продукции из Центральной Азии порт Анаклия имеет большое значение – для Узбекистана, который является 4-й по величине страной-импортером сахара в мире, а также Казахстана с минеральными удобрениями и углем, Туркменистана с экспортом нефтепродуктов.
Сегодня экспортные товары из Центральной Азии доставляются по Российским железным дорогам из стран Балтийского, Черного и Каспийского морей в российские порты. В результате политика России ясна и декларируема, используя собственные транспортные коридоры и гавани, овладеть всеми стратегическими грузовыми судами Центральной Азии, для чего она планирует развивать на Черном море глубоководный порт Новороссийск, на Азовском заливе – порт Тамань, на Каспии – Порт Лагань, на Балтийском море – порты Усть-Луг и Санкт-Петербург.
Приостановка <реализации проекта> порта Анаклия на неопределенный срок, естественно, позволяет России освоить все грузоперевозки Центральной Азии и, более того, прочно «утвердиться» в собственных транспортных коридорах, что в условиях задержки конкурирующего проекта Анаклия на Черном море будет невозможно в будущем. в ближайшей перспективе.
Приостановка проекта строительства порта Анаклия на неопределенный срок позволяет России освоить стратегические грузопотоки в Центральной Азии и решить эту проблему с помощью собственных транспортных коридоров и портов.
<…> «Блокирование» проекта порта Анаклия правительством <Грузии> приводит к снижению привлекательности коридора, проходящего через Грузию, долгосрочному налаживанию поставок стратегических грузов в регион через коридоры, проходящие через Россию, реализации совместных инфраструктурных проектов, подрыву имиджа Грузии как надежного партнера, сокращение иностранных инвестиций в логистические системы страны», — читаем в заявлении экспертов исследовательской организации.

