Site icon SOVA

Как будут расследовать гибель Рене Гуд в Миннеаполисе и помешают ли следствию заявления Трампа

59518aa0 f088 11f0 92ac 9f1b3a47bd73.jpg Новости BBC Миннеаполис, Рене Гуд, Рене Николь Гуд

Следователям ФБР, которые выясняют, имел ли сотрудник Иммиграционной полиции право застрелить жительницу Миннеаполиса Рене Николь Гуд, предстоит столкнуться, как объясняют эксперты, с трудными вопросами и серьезными помехами.

Президент США Дональд Трамп и члены его администрации в первые же часы и дни после гибели Рене Гуд 7 января несколько раз заявили, что она на своей машине пыталась сбить агента Иммиграционной и таможенной полиции США (ICE) Джонатана Росса, и тот имел полное право стрелять в нее.

Власти Миннеаполиса и штата Миннесота, опираясь на несколько опубликованных видео этого происшествия, заявляют, что Гуд явно не намеревалась сбивать Росса, а просто пыталась уехать от окруживших ее машину сотрудников ICE.

Бывшие сотрудники правоохранительных органов США в интервью Би-би-си предположили, что следствие вполне может самостоятельно прийти к выводу, что Росс имел право применить летальные средства, поскольку счел, что действия Гуд представляют угрозу его жизни и здоровью.

При этом заявления Трампа и членов его администрации, по их мнению, осложнят задачу следователям ФБР.

«Когда ты сидишь в комиссии по расследованию в Министерства внутренней безопасности, а твой министр говорит, что [стрельба] была правомерной, твой президент говорит, что правомерной, и вице-президент говорит, что правомерной — то как ты после этого, изучив факты, скажешь: а я не думаю, что она была правомерной?» — сказал Би-би-си бывший спецагент ФБР Роберт Д’Амико.

Трамп заявил, что Рене Гуд и ее жена Бекка Гуд были профессиональными агитаторами, которые боролись с ICE и проводимой ею депортацией нелегальных иммигрантов — и, как утверждает газета New York Times, ссылаясь на анонимные источники, следователи ФБР намерены изучить не только собственно обстоятельства гибели Гуд, но и ее связи с организациями, выступающими против иммиграционной политики Трампа.

При этом федеральные власти отстранили местные правоохранительные органы Миннесоты от расследования.

Мэр Миннеаполиса Джейкоб Фрей в воскресенье призвал федеральные власти допустить местных следователей к делу. По словам Фрея, в Миннесоте чувствуют «глубокое недоверие» к федералам в этом вопросе. «Потому что очень многое из того, что мы слышим — это неправда», — пояснил мэр.

«Сотрудник ICE не был сбит, как заявляет Трамп. Это лицо [Гуд] определенно пыталось просто уехать оттуда. Оно пыталось покинуть место происшествия», — цитирует мэра Миннесоты телеканал NBC News.

Политизированная ситуация

И местные, и федеральные власти ссылаются на одни и те же видео. На этих видео сотрудники ICE подходят к машине Гуд, требуют от нее выйти, один из них дергает за ручку двери, затем машина трогается с места, стоявший перед ней Росс отскакивает в сторону и стреляет. Машина продолжает движение наискосок через дорогу и врезается в препятствие у обочины.

Власти Миннесоты и Миннеаполиса заявляют, что на этих кадрах ясно видно: действия Гуд не представляли собой угрозу для сотрудника ICE — она поворачивала в сторону от него. Представители федеральных властей, наоборот, говорят, что эти кадры доказывают намерение Гуд сбить Росса, и у него не было выхода, кроме как стрелять на поражение.

Собеседники Би-би-си, бывшие сотрудники правоохранительных органов США, говорят, что обеим сторонам стоило бы воздержаться от суждений, пока не завершено следствие.

«Это очень политизированная ситуация. Следствие еще даже не началось, а обе стороны, слева и справа, уже сформулировали свое мнение», — сказал бывший агент ФБР, ныне преподаватель в департаменте уголовного права Ньюхейвенского университета Кен Грей.

Оправдание стрельбы на поражение

Для того, чтобы понять, имел ли сотрудник ICE законные основания стрелять в Гуд, следователям нужно будет сравнить действия Росса на видео с правилами применения летальных средств, действующими в Министерстве внутренней безопасности США (DHS), куда входит Иммиграционная полиция.

Эксперты из числа собеседников Би-би-си напоминают, что Джонатан Росс за несколько месяцев до случая с Гуд получил травмы при исполнении служебных обязанностей, причем был травмирован именно автомобилем. По их мнению, следователи, опираясь на это обстоятельство, а также на то, что в случае с Гуд Россу пришлось мгновенно принимать решение, могут прийти к выводу, что его действия были оправданны.

Кен Грей объясняет, что в соответствии с правилами DHS его сотрудники имеют право применять оружие на поражение, если сочтут, что им угрожает смерть или тяжелые травмы.

При этом в правилах отдельно подчеркивается, что сотрудник министерства не должен стрелять по движущемуся автомобилю, если только кто-то в автомобиле не угрожает этому сотруднику или само движение автомобиля не грозит смертью или увечьями, и если по оценке сотрудника «нет иных объективно разумных средств защиты, в том числе уход с пути движения автомобиля».

Кен Грей допускает, что Рене Гуд не собиралась умышленно сбивать сотрудника ICE.

«Но офицер или агент видит только то, что машина вот-вот его собьет. Если бы я оказался в такой ситуации, я думаю, я бы выстрелил», — говорит Грей.

Но выстрелов, как напоминает Роберт Д’Амико, было три, а не один. По его мнению, даже если следствие установит, что первый выстрел Росса был правомерным, ему будет сложнее оправдать второй и третий, которые Росс произвел сбоку, когда он уже не был на траектории движения машины.

По словам Д’Амико, найти оправдание стрельбе на поражение при аресте нетрудно, и в его собственной карьере в ФБР были такие примеры — например, если подозреваемый потянулся за подозрительным предметом. Но это не значит, что стрельба — это всегда наилучший вариант действий.

«Я думаю, они придут к выводу, что [стрельба была] оправданна. Но даже если ты имеешь право стрелять, это не значит, что обязательно нужно стрелять», — говорит бывший специальный агент ФБР.

Не только видео

По словам бывшего главы отдела научных и технологических программ ФБР Кристофера Пьехоты, в ходе следствия федеральные агенты изучат не только видео происшествия, но и все другие доказательства, а также проведут следственные эксперименты на месте и восстановят события в цифровом виде.

Показания свидетелей, дополнительная информация о Россе и Гуд, сведения о том, что еще происходило в месте происшествия тем утром — все это, как объясняет Пьехота, составляет «всю полноту обстоятельств» и будет изучено следователями.

Exit mobile version