0b3eb260 f55c 11f0 a712 a38af32eabc0.jpg Новости BBC пошлины Трампа, Трамп-Гренландия

Европа в шоке. Как ЕС может отреагировать на пошлины, которыми Трамп грозит из-за Гренландии?

0

Заявление Дональда Трампа, сделанное в субботу, о намерении ввести тарифы против восьми европейских стран, если они не поддержат его план по покупке Гренландии, шокировало Европу.

Речь идет о Франции, Германии, Великобритании, Дании, Норвегии, Швеции, Нидерландах и Финляндии.

Президент США заявил, что с 1 февраля он введет 10-процентную пошлину на импорт из этих стран в Соединенные Штаты, а если соглашение не будет достигнуто, то летом пошлины составят уже 25%. Пока неясно, будут ли эти тарифы добавлены к уже существующим пошлинам.

Франция и Германия заявили, что Европейский союз должен быть готов к ответным мерам, если Трамп реализует свои угрозы.

Но какими возможностями располагает Европа, чтобы ответить Соединенным Штатам?

Может ли Европа ответить пошлинами?

Менее полугода назад США и ЕС договорились о соглашении, которое должно было стабилизировать трансатлантическую торговлю и дать бизнесу и потребителям определенность.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен вернулась с гольф-курорта президента Трампа в Шотландии с договоренностью о 15-процентных тарифах на все товары, которые ЕС продает США — это было значительно лучше, чем 30%, которыми ранее угрожала Америка.

Параллельно Брюссель также подготовил пакет тарифов, который должен был вступить в силу в случае, если договориться с США не удастся.

Он включает пошлины на широкий спектр товаров, которые США продают в ЕС — от сельскохозяйственной продукции и авиационных комплектующих до виски — общей стоимостью 93 млрд евро ($108 млрд).

Достигнутое на высоком уровне соглашение означало, что эти пошлины были приостановлены на время проработки деталей, а Европейский парламент должен был ратифицировать торговое соглашение ЕС–США уже на следующей неделе.

Однако всего через несколько часов после угроз Дональда Трампа влиятельный немецкий депутат Европарламента Манфред Вебер заявил, что одобрить соглашения «на данном этапе невозможно».

Если ЕС не утвердит прошлогоднюю сделку или не продлит приостановку мер, пошлины на американские товары на миллиарды евро вступят в силу 7 февраля.

Это может обернуться политическим ударом по Трампу внутри США — со стороны компаний, экспортирующих продукцию в Европу.

Что касается угроз Трампа ввести тарифы против отдельных стран ЕС, но не всего блока, Еврокомиссия заявила, что хотя технически это возможно, реализовать такую меру будет крайне сложно, учитывая, сколько раз товары пересекают границы внутри ЕС перед экспортом в США.

Представитель Европейской комиссии Олоф Гилл заявил, что Брюссель сделает «все необходимое для защиты экономических интересов ЕС», однако подчеркнул, что в конечном итоге тарифы лишь нанесут ущерб бизнесу и потребителям по обе стороны Атлантики.

Что такое «торговая базука» ЕС?

Так называемая «торговая базука», официально именуемая Инструментом противодействия принуждению (Anti-Coercion Instrument, ACI), — это закон, который позволяет Европейскому союзу отвечать на экономический шантаж со стороны стран, не входящих в ЕС.

Он предусматривает очень жесткие последствия, если такие государства попытаются навязать свою волю Евросоюзу или его государствам-членам.

В частности, инструмент направлен против торговых и инвестиционных мер стран, которые расцениваются как вмешательство в «законные, суверенные решения» ЕС или отдельных стран союза.

Ответ ЕС может включать широкий спектр торговых мер: введение тарифов, ограничения на импорт и экспорт, ограничения на торговлю услугами, а также сокращение доступа к банковским и финансовым рынкам.

В конечном итоге этот механизм позволяет Евросоюзу блокировать доступ к большей части единого рынка, игнорируя при этом существующие международные договоры.

Однако это самый крайний, ядерный вариант.

Реальная цель «базуки» — не столько ее применение, сколько принуждение других стран сесть за стол переговоров. Фактическое использование этого инструмента может нанести серьезный экономический ущерб самому ЕС, поэтому его рассматривают исключительно как крайнюю меру.

Кроме того, это не инструмент быстрого реагирования.

Согласно действующим правилам, Европейская комиссия может до четырех месяцев расследовать случаи предполагаемого экономического принуждения. Затем еще до шести месяцев может уйти на переговоры с соответствующей страной и на принятие решения о том, есть ли основания для ответных мер.

После этого у государств-членов ЕС есть до 10 недель, чтобы санкционировать любые действия.

Таким образом, даже если Европейская комиссия нажмет на спусковой крючок уже сейчас, может пройти до года, прежде чем «торговая базука» фактически выстрелит.

Как реагирует Британия?

Премьер-министр Великобритании Кир Стармер ясно дал понять, что хочет избежать торговой войны с Дональдом Трампом, фактически исключив возможность немедленного введения ответных тарифов против США в своей речи в понедельник.

Хотя он заявил, что Трампу не следует использовать угрозу торговых пошлин «против союзников таким образом», Стармер также подчеркнул: «Тарифная война не отвечает ничьим интересам».

«Мы еще не дошли до этой стадии, и поэтому моя задача — сделать все, чтобы мы до нее не дошли», — продолжил он.

Тем не менее у правительства есть и другие рычаги воздействия, которые оно могло бы использовать, если Великобритании, ЕС и США не удастся прийти к соглашению по вопросу Гренландии.

Так, Великобритания могла бы, например, повысить налог на цифровые услуги (Digital Services Tax), что потенциально затронуло бы крупнейшие американские технологические компании, такие как Amazon и Meta, владеющую Instagram, WhatsApp и Facebook.

В настоящее время ставка этого налога составляет 2% и применяется к технологическим гигантам с глобальной выручкой не менее 500 млн фунтов стерлингов и доходами не менее 25 млн фунтов в Великобритании.

Однако на данном этапе многое остается неясным, в том числе законность некоторых тарифов Трампа.

Верховный суд США должен вынести решение о том, превысил ли президент свои полномочия, вводя пошлины на основании Закона о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act).

Это касается и так называемых «ответных» тарифов, введенных Трампом в прошлом году, согласно которым американские компании, импортирующие ряд британских товаров, обязаны платить 10-процентный налог при их ввозе на территорию США.

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC