Президент США в понедельник отправил письмо премьер-министру Норвегии, в котором написал, что больше не чувствует «обязанности думать исключительно о мире» после того, как Норвегия «решила не присуждать» ему Нобелевскую премию мира. Европейские лидеры между тем называют «неправильной» угрозу Трампа ввести новые пошлины против стран, решивших защитить Гренландию.
«НАТО уже 20 лет говорит Дании: «вам нужно устранить российскую угрозу в Гренландии». К сожалению, Дания не способна ничего сделать с этим. Теперь пришло время, и это будет сделано!!!» — написал Трамп рано утром в понедельник в своей социальной сети Truth.
Он поставил под сомнение право Дании на владение Гренландией: «Все сводится лишь к тому, что туда сотни лет назад причалило одно судно, но и у нас туда тоже причаливали суда». Йонас Гар Стёре подтвердил получение этого письма, отметив, что это было ответом на короткое послание, которое он направил президенту США от своего имени и от имени президента Финляндии.
Трамп настаивает, что Гренландия имеет ключевое значение для безопасности США, и Вашингтон получит эту территорию «по-хорошему» или «по-плохому». Остров находится между Северной Америкой и Арктикой, и это делает его удобным для размещения систем раннего предупреждения в случае ракетных атак и для мониторинга судоходства в регионе.
Европейские лидеры между тем говорят, что США перешли черту, угрожая повышением тарифов. Великобритания говорит о своем несогласии с планами Трампа, ЕС грозит ответными экономическими мерами.
«Тарифная война не нужна никому»
Великобритания сегодня дала ответ на угрозу Трампа ввести новые пошлины, которые президент США обещал восьми странам (Дания, Финляндия, Франция, Германия, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Великобритания), выразившим недовольство его планами по захвату Гренландии.
Использование тарифов против союзников — «неправильный способ разрешения разногласий внутри альянса», и тарифная война не отвечает ничьим интересам, заявил премьер-министр Великобритании Кир Стармер. Он подчеркнул важность партнерства с США, в то же время отметив, что партнерство «не означает отказ от принципов».
Стармер начал свою речь с заявления о том, что британские ценности сейчас выглядят особенно важными на фоне «заметно более турбулентной» ситуации последних недель. Эти ценности, считает он, «не были придуманы наспех», а «терпеливо формировались с течением времени», и защита этих ценностей имеет принципиальное значение.
Любое решение о будущем статусе Гренландии «принадлежит исключительно народу Гренландии и королевству Дания», подчеркнул британский премьер, в то же время отметив, что безопасность Гренландии важна и будет играть еще более важную роль по мере того, как изменение климата преобразует Арктику.
«По мере открытия морских маршрутов и усиления стратегической конкуренции к Крайнему Северу будет привлечено повышенное внимание», — заявил он. Стармер подчеркнул важность взаимоотношений Великобритании и США и назвал страны «близкими союзниками и партнерами». Он сказал, что намерен сохранить эти отношения «крепкими, конструктивными и ориентированными на результат».
Стармер, в частности, отметил, что поддерживает некоторые инициативы Трампа, например, усилия по продвижению прекращения огня в Газе, и Великобритания и дальше будет тесно сотрудничать с США, Украиной и другими союзниками, чтобы оказывать давление на Путина.
Британский премьер назвал использование тарифов против союзников «неправильным способом разрешения разногласий внутри альянса». По его словам, такие действия наносят ущерб британским рабочим, бизнесу и экономике Великобритании. Стармер подчеркнул, что торговая война не отвечает ничьим интересам, и его задача — сделать все, чтобы до нее не дошло. По его мнению, от торговой войны пострадают прежде всего обычные люди и малый бизнес, потому что нарушение цепочек поставок приведет к росту цен.
На вопрос о том, рекомендует ли премьер-министр королю отказаться от государственного визита в США в апреле, Стармер ответил, считает важным продолжать работу с Соединенными Штатами по вопросам обороны, разведки и безопасности.
«Это требует от нас хороших отношений с США», — сказал он.
При этом Стармер добавил, что при этом не стоит делать вид, что разнограсий нет.
По его словам, прагматизм «не означает пассивность», а партнерство «не означает отказ от принципов».
Ранее Стармер провел телефонный разговор с Трампом, в котором изложил свое несогласие с «введением тарифов против союзников по НАТО за стремление обеспечить коллективную безопасность».
Подписывайтесь на наши соцсети и рассылку
«Европа не позволит себя шантажировать»
В понедельник новой угрозе была посвящена встреча министров финансов Германии и Франции.
«Германия и Франция согласны: мы не позволим себя шантажировать», — заявил министр финансов Германии Ларс Клингбайль по итогам встречи. По его словам, европейцы должны дать понять, что предел достигнут.
«Мы протягиваем руку, но не готовы к шантажу», — подчеркнул он.
«Шантаж между странами, которые 250 лет были союзниками, шантаж между друзьями — это совершенно неприемлемо», — добавил его французский коллега Ролан Лекюр.
В четверг пройдет экстренный саммит лидеров ЕС, где будут обсуждаться возможные ответные меры. Как пишет Reuters, один из вариантов — пакет тарифов на американский импорт на сумму 93 млрд евро (107,7 млрд долларов). ЕС еще в прошлом году составил такой пакет в ответ на обещания Трампа увеличить пошлины, но он был отложен до 6 февраля. Другой вариант — так называемый «антипринудительный инструмент», более известный как «торговая базука».
Эти меры даже шире, чем просто ответные тарифы. «Торговая базука» может ограничить доступ к государственным тендерам, инвестициям или банковской деятельности, а также на поставку услуг, в торговле которыми у США профицит — в первую очередь это цифровые услуги, такие как программное обеспечение или облачные сервисы. Президент Франции Эмманюэль Макрон, координирующий европейский ответ на тарифные угрозы, заявил, что потребует от ЕС активировать «антипринудительный инструмент» если Трамп все-таки введет тарифы.
Лекюр после встречи с Клингбайлем тоже заявил, что Франция хочет, чтобы ЕС рассмотрел возможность использовать «антипринудительный инструмент», но добавил, что надеется на возвращение трансатлантических отношений к дружественному и переговорному формату, а не к отношениям, основанным на угрозах и шантаже.
Клингбайль подчеркнул, что он не заинтересован в эскалации, поскольку она будет происходить за счет экономик с обеих сторон Атлантики.
Евросоюз созвал в воскресенье экстренное совещание на уровне послов 27 стран ЕС после угроз Трампа ввести новые тарифы против восьми европейских стран. Лидеры Дании, Великобритании, Франции, Германии, Нидерландов, Норвегии и Швеции выступили с совместным заявлением о том, что угрозы американского президента могут отправить отношения Европы и США в опасный штопор и подрывают трансатлантическое сотрудничество. Страны заявили, что «полностью солидарны с Королевством Дания и народом Гренландии», отметив при этом свою «приверженность укреплению безопасности в Арктике как общему трансатлантическому интересу» в качестве членов военного альянса НАТО.
«Мы готовы к диалогу на основе принципов суверенитета и территориальной целостности, которые мы твердо отстаиваем», — говорится в заявлении.
Фредериксен написала у себя в фейсбуке: «Мы хотим сотрудничать и не стремимся к конфликту. И меня радуют последовательные сигналы со стороны остальной Европы: Европу нельзя шантажировать».
Примерно о том же — о твердом намерении не поддаваться давлению Трампа — говорили после встречи в Осло министры иностранных дел Норвегии и Дании, Эспен Барт Эйде и Ларс Лёкке Расмуссен.
Премьер-министр Италии Джорджа Мелони, глава консервативной партии «Братья Италии», назвала угрозы Трампа ввести пошлины ошибкой.
«Я считаю, что введение новых санкций было бы ошибкой. Я говорила с Дональдом Трампом несколько часов назад и высказала ему свое мнение», — сказала Мелони журналистам в Сеуле.
Премьер-министр Канады Марк Карни заявил, что его страна «обеспокоена недавней эскалацией» и намерена «значительно усилить безопасность в Арктике — укрепляя вооруженные силы и инвестируя в критически важную инфраструктуру».
На прошлой неделе несколько европейских стран направили в Гренландию небольшие контингенты военнослужащих в Гренландию для участия в учениях — как в комментарии Би-би-си отметили эксперты, это символический жест с двойным посылом: с одной стороны, в качестве демонстрации готовности защищать Гренландию от посягательств США, с другой стороны, в качестве демонстрации того, что Европа всерьез воспринимает слова Трампа о возможной российской или китайской угрозе и готова усилить свое военное присутствие на острове, чтобы противостоять ей. В понедельник министр обороны Нидерландов сообщил, что нидерландские офицеры флота, отправленные в Гренландию, уже покидают ее территорию, проведя разведывательную миссию в рамках военных учений.
После того, как стало известно об отправке европейских военных в Гренландию, Трамп заявил, что эти страны «играют в очень опасную игру» и создали неприемлемый уровень риска.
«Это крайне опасная ситуация для безопасности, защиты и выживания нашей планеты», — написал он.
Министр финансов США Скотт Бессент в воскресенье заявил в эфире программы Meet the Press на телеканале NBC News, что «Гренландию можно защитить только в том случае, если она является частью США, и ее не придется защищать, если она станет частью США».
«Я считаю, что европейцы поймут: это лучше для Гренландии, лучше для Европы и лучше для Соединенных Штатов», — сказал он.
В среду Трамп встретится с европейскими лидерами на Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе. Ожидается, что он выступит там с программной речью.
В субботу — еще до объявления о новых пошлинах Трампа — в столице Гренландии Нууке и в городах Дании прошли демонстрации против планов Трампа по захвату острова. В этот же день в Копенгагене была с визитом делегация Конгресса США. Ее глава, сенатор-демократ Крис Кунс назвал риторику Трампа «неконструктивной». Представитель острова отметил, что когда гренландцев в последний раз (в январе 2025 года), спрашивали, хотят ли они стать частью США, лишь 6% высказались за, тогда как 85% были против.
Недавний опрос Reuters/Ipsos, опубликованный в прошлую среду, также показывает, что против американского контроля над Гренландией выступает и большинство американцев: 17% за, 47% против.

