Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.
В своем ежегодном отчете Служба внешней разведки Армении заявила, что война с Азербайджаном в 2026 году «крайне маловероятна», и прогнозирует, что Армения «почти наверняка» не заморозит свое членство в возглавляемой Россией Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
20 января был опубликован 26—страничный доклад, в котором подробно описывается ряд военных, политических и гибридных рисков, с которыми Армения может столкнуться в 2026 году. В нем делается вывод о том, что военная эскалация между Арменией и Азербайджаном в 2026 году «стала крайне маловероятной» после саммита в Вашингтоне в августе 2025 года, на котором две страны парафировали, но еще не подписали мирное соглашение при посредничестве США.
В своем подробном подразделе, посвященном военным рискам, связанным с конфликтом с Азербайджаном, отчет оценивает высокую вероятность достижения прогресса в процессе делимитации границ между двумя странами, двусторонней торговле, экономических инициативах и диалоге. Он добавил, что, вероятно, также будет достигнут прогресс в разблокировании региональных транзитных связей.
Однако в нем содержится предупреждение о том, что «государства, стремящиеся сохранить и расширить свое влияние в регионе», создают «риски злонамеренной деятельности» на фоне такого прогресса — вероятная ссылка на Россию, с которой и Армения, и Азербайджан поддерживают непростые отношения.
В нем также отмечалось, что пропагандируемые государством заявления Баку о том, что некоторые районы Армении называются «западным Азербайджаном», также представляют опасность для миростроительства в долгосрочной перспективе, и добавлялось, что Азербайджан «усилил эту пропаганду после Вашингтонской декларации», вместо того чтобы сократить ее.
Агентство определило постоянную оценку этого нарратива как приоритетную задачу для себя, чтобы сделать вывод о том, легли ли эти нарративы в основу «новой национальной идеологии», которую Азербайджан намеревался использовать в конфликте — возможно, в качестве разменной монеты для возвращения армян в Нагорный Карабах.
В нем также говорится, что наблюдался рост военных расходов Азербайджана, который они оценили как фактор риска «не только из-за чистого увеличения военных расходов, но и из-за того факта, что темпы роста военных расходов существенно превышают темпы роста расходов на другие сектора».
Оценка отношений Армении с ОДКБ была краткой, всего в одном абзаце говорилось о том, что «размораживания» членства Армении в блоке безопасности «почти наверняка не произойдет». Армения «заморозила» свое членство в ОДКБ в начале 2024 года, сославшись на неспособность организации встать на защиту Армении после нападений Азербайджана на их общую границу.
Оценка гибридных угроз, представленная разведывательным управлением, была, безусловно, самым длинным разделом отчета. В нем делается вывод о том, что гибридные угрозы против Армении в 2026 году «с высокой вероятностью станут более всеобъемлющими, комплексными и крупномасштабными» в преддверии парламентских выборов 2026 года.
В докладе говорилось, что весьма вероятно, что гибридная война будет применена для того, чтобы повлиять на реализацию плана Трампа, или Триппа. Маршрут Трампа, согласованный Азербайджаном и Арменией на саммите в Вашингтоне, предусматривает установление транзитных связей между Азербайджаном и Нахичеванью через территорию Армении.
Хотя в докладе не указывается, что Россия стоит за «гибридной войной» против Армении, официальные лица неоднократно обвиняли Москву в применении против нее различных тактик, включая кампании дезинформации и другие попытки вмешательства во внутренние дела Армении.















