Это выпуск новостной рассылки Би-би-си «Контекст» от 20 января 2026 года. Если вы хотите с понедельника по пятницу получать письма от журналистов Русской службы Би-би-си, подпишитесь по этой ссылке.
Всем привет! Это новый выпуск нашей рассылки «Контекст», его написала для вас я, журналистка Русской службы Би-би-си Лиза Фохт*. Ровно год назад, 20 января 2025 года, Дональд Трамп (во второй раз) вступил в должность президента США. Двенадцать месяцев этого президентства изменили и саму Америку, и мир вокруг нас. Сегодня поговорим о том, как именно.
Как Трамп борется за место в истории
Президентская кампания Дональда Трампа могла оставить у наблюдавших за ней впечатление, что при нем власти США откажутся от традиционной роли мирового полицейского и сконцентрируются на происходящем у себя дома. Но главная тема первого года президентства Трампа — это именно американская внешняя политика, которая с каждым днем становится все непредсказуемее.
Западный мир встречает 2026 год в состоянии едва ли не самого глубокого кризиса со времен Второй мировой войны — если не сказать хаоса. Союзнические отношения между Европой и США трещат по швам. Трамп всерьез заявляет о претензиях на Гренландию — суверенную территорию Дании, партнера США по НАТО. Тем, кто против его плана, он грозит своим любимым оружием — тарифами.
Достоянием общественности становится частная переписка Трампа с европейскими лидерами (представить такое еще несколько лет назад было бы невозможно). Один из последних таких примеров — письмо Трампа премьеру Норвегии, из которого следует, что президент самый могущественной страны в мире задумался об аннексии Гренландии в том числе потому, что Нобелевский комитет не присудил ему премию мира.
Теперь же на повестке — создание «Совета мира», который будет заниматься решением мировых конфликтов. Туда уже получил приглашение президент России Владимир Путин, который четыре года назад начал самую большую войну в Европе после окончания Второй мировой. Эту войну, кстати, Трамп пока закончить не смог (хотя во время кампании и говорил, что сделает это едва ли не за первые 24 часа своего президентства). Удивлять это не должно. За последние 12 месяцев Трамп хоть и высказывал недовольство российским президентом, но все же позиционировал США как посредника между Россией и Украиной, а не союзника Киева, как это делала предыдущая администрация.
Свой второй срок Дональд Трамп явно начал с целью вписать свое имя в мировую историю. После первой каденции он на своем примере убедился, что наследие — хрупкая вещь. Его подход к власти лучше всего описывает словосочетание «право сильного». Скептики скажут, что этот принцип был близок и предшественникам Трампа в Белом доме, и все-таки ни один президент США в этом веке так открыто не говорил о своем праве поступать так, как он считает нужным.
«Есть одно ограничение. Моя собственная мораль. Мой собственный разум. Это единственное, что может меня остановить. (…) Мне не нужно международное право», — сказал Трампа журналистам New York Times в ответ на вопрос о том, чем ограничены его полномочия.
Не стоит забывать, что решительность Трампа, который за год своего президентства успел, среди прочего, нанести удары по ядерной программе Ирана, помог добиться возвращения захваченных ХАМАС израильских заложников и санкционировал операцию по захвату венесуэльского диктатора Николаса Мадуро, выглядит привлекательно в глазах тех, кто устал от политики под знаком «глубокой обеспокоенности» без каких-то конкретных действий.
После окончания холодной войны сложно было представить, что мы снова начнем жить в мире, в котором сверхдержавы ведут себя так, как им хочется, в котором президенты говорят о праве контролировать «свое полушарие», а мнение «слабых государств» не играет роли. Но тем, кто не хочет играть по этим правилам, пока, кажется, нечего противопоставить американскому президенту, кроме «мониторинга ситуации».
По иронии судьбы, комфортнее всего в этом новом мире себя ощутят исторические противники США — Россия и Китай. И Владимиру Путину, и Си Цзиньпиню близка риторика Трампа о сферах влияния и национальных интересах, хотя его решительные действия против союзников Москвы и Пекина вряд ли вызывают у них энтузиазм.
Как Трамп борется за популярность у американцев
За год у власти Дональд Трамп и его окружение попали в достаточное количество ситуаций, которые в прошлом осложнили бы карьеру почти любого американского политика.
Вот лишь некоторые из событий этих 12 месяцев. Сразу после вступления в должность Трамп помиловал сотни участников штурма Капитолия 6 января 2021 года — в том числе тех, кто применял силу в отношении полиции. Он принял в подарок от Катара роскошный самолет стоимостью $400 млн. Приказал снести восточное крыло Белого дома, чтобы построить там бальный зал. В честь Трампа переименовали Кеннеди-центр в Вашингтоне (несмотря на протесты семьи Кеннеди).
Имя Трампа несколько раз появилось в так называемых «файлах Эпштейна», против публикации которых так выступало окружение президента. В США, с санкции Трампа, чрезвычайно жестко действуют агенты Службы иммиграционного и таможенного контроля ICE (в начале этого года один из них застрелил женщину в Миннесоте) — их активность расколола американское общество.
Все тот же принцип «права сильного» Трамп применяет и внутри США — за год у власти он выпустил 228 президентских указов (это на 66 больше, чем у Джо Байдена за весь его четырехлетний срок). Это инструмент, который — как минимум частично — позволяет ему править страной в обход законодательной власти. Сторонники Трампа считают это примером эффективного управления, противники — признаками деградации институтов и перехода к авторитаризму.
Ни одно из этих событий пока не пошатнуло положения Трампа в собственной партии. Сопротивления Трампу внутри элит в широком смысле этого слова тоже нет — напротив, бизнес-лидеры и американские университеты пытались найти общий язык с Белым домом, а не противостоять ему.
По последним опросам, более половины жителей страны недовольны первым годом его президентства. Но это недовольство явно не помешает ему и дальше претворять в жизнь свою политику.
Многое в США теперь будет зависеть от результатов промежуточных выборов осенью этого года. Демократы «найдут повод объявить мне импичмент», если вернут себе контроль над Конгрессом, шутил Трамп, выступая перед республиканцами в начале года. Одной из главных целей президента США на этот год будет исполнение экономических обещаний, которые во многом принесли ему победу над Джо Байденом.
Тревожнее всего для противников Трампа звучат шутки президента США о том, что поскольку он добился таких результатов, то, «если подумать, выборы и не стоит проводить». В том же духе он шутит и о президентских выборах 2028 года. Конечно, шутки вполне могут остаться просто шутками, но в случае с Трампом знать наверняка невозможно.
*Власти России включили Елизавету Фохт в реестр «иностранных агентов». Би-би-си категорически возражает против этого решения и оспорит его в суде.
Подписывайтесь на наши соцсети и рассылку
- США хотят получить Гренландию, не исключая применение силы. Готова ли Европа к противостоянию со своим главным союзником?
- 150 самолетов, удары и перестрелка. Что известно о том, как США захватили президента Венесуэлы Николаса Мадуро
- «Человек-невидимка» и полеты Трампа. В США обнародованы новые документы по делу Эпштейна















