Уже второй год — главный экономический форум мира проходит без ключевого транспортного игрока Евразии — Грузии. Как и в прошлом году, Тбилиси на саммите не был представлен. А правящая партия “Грузинская мечта” выстраивает для внутренней аудитории новый тезис — “Давос для Грузии не приоритет”.
Слышать подобное, как минимум странно. Ведь вся бизнес-модель современного грузинского государства со времен второго президента Эдуарда Шеварднадзе стоит на а) ее транзитном преимуществе и б) стремлении построить демократическое государство по западно-европейской модели. Первое, прагматичная часть — заинтересовать крупных партнеров в экономическом потенциале страны, второе — создать себе лояльный круг друзей-партнеров, с которыми нас объединяют общие ценности.
Что мы имеем по итогам 14-летнего правления “Грузинской мечты”? — западные партнеры разочаровываются в демократических стремлениях страны. А новый геополитический расклад может оставить Грузию вне игры и в сфере транзитных соглашений.
В Давосе президент Азербайджана Ильхам Алиев озвучил то, что мы так не хотели услышать:
Это правда, что в настоящее время грузоперевозки осуществляются через территорию Грузии, но настанет день, когда армянские грузы будут проходить напрямую через территорию Азербайджана – и этот день уже не за горами.
В Давосе выяснилось, что Ереван уже направил Баку запрос относительно транзита грузов из Армении в Россию. Значит ли это, что Тбилиси действительно останется вне игры? Ответа на вопрос власти Грузии пока не дают.
Но что нам уже известно: накануне на полях саммита в Давосе президент Алиев поблагодарил американского коллегу и принял приглашение в “Совет мира” Трампа. Этот орган был создан для контроля за соблюдением мира в Секторе Газа, но, по словам наблюдателей, может оказаться конкурентом ООН. Из трех стран Южного Кавказа приглашение не получила только — Грузия.
Сегодня официальный Тбилиси проводит полную ревизию существующего внешнеполитического курса. Не предлагая взамен внятной альтернативы. Очевидно, что в новом мире Дональда Трампа, где побеждают сильнейшие, лидерам подобно Алиеву рады больше. Но где ищет свою новую нишу Грузия? — утратив друзей в Брюсселе и не найдя поддержки в новой администрации США, на которую делали ставку в “Грузинской мечте”?
Анализируя политику Грузии в голову приходит известная притча: когда Бог раздавал народам земли, все пришли вовремя, и каждому досталась своя страна, а грузин опоздал — говорят, проспал. Когда он пришёл, земли уже не осталось, и он объяснил своё опоздание тем, что принимал гостей, угощал их вином и произносил хвалу Богу. Господу понравился этот ответ, и Он отдал грузину уголок, который берег для себя: землю с горами и долинами, реками и морем — маленькую по размеру, но полную красоты, так грузину досталась благословенная Грузия.
Кажется, власти “Грузинской мечты” следуют этой притче: пока мир делят на новые земли, грузин спит, надеясь случайно получить рай. Но очевидно, что и Боги не те, и земель уже на всех не хватает.

