Оригинал материала на английском языке можно прочитать на сайте BBC News.
Тысячи файлов, предоставленных информатором из Интерпола, впервые раскрывают масштабы явного злоупотребления Россией международным полицейским агентством для преследования своих критиков за рубежом.
Согласно данным, предоставленным Всемирной службе Би-би-си и французскому расследовательскому проекту Disclose, Россия использует списки разыскиваемых Интерполом лиц для запросов об аресте политических оппонентов, бизнесменов и журналистов, утверждая, что они совершили преступления.
Анализ этих данных также показывает, что за последнее десятилетие независимый отдел Интерпола по рассмотрению жалоб получил больше жалоб на Россию, чем на любую другую страну — в три раза больше, чем на вторую по количеству жалоб страну, Турцию.
Кроме того, данные указывают на то, что жалобы на запросы Москвы привели к отмене большего числа решений по делам, чем в случае с любой другой страной.
После полномасштабного вторжения России в Украину Интерпол ввел дополнительные проверки деятельности Москвы «для предотвращения любого потенциального злоупотребления каналами Интерпола в отношении преследования лиц в рамках конфликта в Украине или за его пределами».
Однако утечка документов свидетельствует о том, что это не помешало России злоупотреблять системой, и информатор сообщил нам, что в 2025 году некоторые более строгие меры были тихо отменены.
В ответ Интерпол заявляет, что каждый год благодаря его операциям арестовываются тысячи самых опасных преступников в мире и что у него есть ряд систем для предотвращения злоупотреблений, которые были усовершенствованы за последние несколько лет.
Организация также заявляет, что осознает потенциальное влияние запросов на арест на отдельных лиц.
«Когда на вас накладывается красное уведомление, ваша жизнь полностью меняется», — говорит Игорь Пестриков, российский бизнесмен, чье имя фигурирует в утечке.
Интерпол сам по себе не является глобальной полицейской силой, но помогает полиции по всему миру сотрудничать, его красное уведомление (Red Notice) — это оповещение для всех 196 стран-членов с просьбой найти и арестовать человека. Красная рассылка (Red Diffusion) — аналогичный запрос, который отправляется отдельным странам.
Пестриков обнаружил, что его имя фигурирует в рассылке, после того как бежал из России в июне 2022 года — через четыре месяца после начала российского вторжения в Украину — и подал прошение о предоставлении убежища во Франции.
Он понял, что у него есть два варианта — пойти в полицию и сказать: «Я в системе Интерпола» (с риском быть арестованным). Или затаиться. Это может означать, что «вы не сможете снять квартиру, ваши банковские счета будут заблокированы», что, по его словам, и с ним и случилось.
«Это постоянное нервное напряжение, все время», — рассказывает Пестриков, объясняя, что ему всегда приходилось быть настороже. В целях безопасности его дочь и ее мать переехали в другую страну. «Полиция может ворваться в твой дом в любой момент… Поэтому ты как загнанная в угол крыса», — говорит он.
«Это стресс, нервы, давление, беззаконие, которое на тебя наваливается и которое разбивает семьи», — добавляет Пестриков.
Подписывайтесь на наши соцсети и рассылку
Пестриков был крупным акционером больших металлургических компаний в России, которые были приватизированы в 1990-х годах — в частности, Соликамского магниевого завода.
По его словам, в месяцы, предшествовавшие вторжению в Украину в 2022 году, министры правительства оказывали на него давление, чтобы он прекратил продавать свою продукцию за рубежом и поставлял ее только на российский рынок. Пестриков считал, что это означало бы, что его продукция могла быть использована для производства компонентов для военной техники, такой как истребители и танки.
Он говорит, что дело было не только в том, что он был против «продавать намного дешевле и тем, кому мне указывали министерства», но и в том, что «это был также моральный вопрос», «никто не хотел даже косвенно участвовать в производстве чего-то, что используется для убийства людей».
Пестриков считает, что его отказ подчиниться и тот факт, что его жена в то время была гражданкой Украины, привели к национализации его компаний и к тому, что Россия начала расследование в отношении него по подозрению в финансовых преступлениях.
После того как бежал во Францию, он опасался, что Кремль может попытаться преследовать его там, поэтому он связался с Интерполом и узнал о запросе на красную диффузию, который прошел проверку агентства.
Пестриков решил оспорить его через внутренний независимый надзорный орган Интерпола, Комиссию по контролю за файлами Интерпола (CCF), аргументируя это тем, что запрос России был политически мотивирован.
В уставе Интерпола прямо указано, что организация не может использоваться «для осуществления каких-либо вмешательств или действий политического, военного, религиозного или расового характера».
После того как Пестриков пробыл в розыске почти два года, CCF постановила, что его дело носит преимущественно политический характер. Он показал нам документы, в которых говорилось, что информация, предоставленная Россией, была «общей и шаблонной», а предполагаемое преступление было «недостаточно обосновано».
Интерпол отменил запрос о задержании Пестрикова.
Интерпол публикует только самые общие данные о незаконных запросах на арест и с 2018 года не раскрывает, какие страны являются предметом жалоб и запросов. Такая непрозрачность затрудняет оценку масштабов проблемы, но впервые утечка документов позволяет увидеть гораздо более полную картину.
Одна из партий файлов, предоставленных Би-би-си, содержит список жалоб, направленных в CCF.
Данные неполные, но охватывают широкий спектр стран, и там, где указана страна, запросившая арест, жалоб на Россию больше, чем на любую другую страну — так было в течение последних 11 лет.
Файлы также показывают, что за последнее десятилетие по меньшей мере 700 человек, разыскиваемых Россией, подали жалобы в CCF, и по меньшей мере 400 из них добились отмены красных уведомлений или рассылок — это больше, чем для любой другой страны, согласно полученным нами данным.
«Исторически сложилось так, что Россия является одним из главных виновников злоупотребления красными уведомлениями», — говорит британский адвокат Бен Кит, который представлял интересы многих клиентов, желающих удалить свои имена из списков разыскиваемых Интерполом лиц.
Он считает, что у Интерпола есть особая проблема с Россией и что попытки агентства предотвратить злоупотребления не увенчались успехом.
Он говорит, что у него «постоянный поток клиентов, которые подпадают под российские красные уведомления и имеют либо политические связи, либо часто являются сторонниками Украины, либо жертвами корпоративного рейдерства».
Международный юрист Юрий Немец, специализирующийся на вопросах Интерпола и экстрадиции, согласен с тем, что дополнительная проверка Интерполом запросов России об арестах, введенная после полномасштабного вторжения в Украину, не оказалась эффективной.
Он говорит, что ему известно о ряде случаев, когда россияне, выступающие против войны, «стали мишенью за то, что высказывались против происходящего», и были обвинены в финансовых или «других обычных преступлениях и на основании этого внесены в базу данных».
«Несложно обмануть систему», — добавляет он.
Помимо информации об уведомлениях и жалобах, инсайдер Интерпола также предоставил Би-би-си тысячи сообщений, отправленных между отдельными странами через систему обмена сообщениями Интерпола, раскрыв другой, менее формальный способ отслеживания людей за рубежом.
В одном из сообщений из Москвы правоохранительным органам в Абу-Даби объясняли, что Интерпол отклонил запрос о выпуске красного уведомления, но все же хочет получить помощь в отслеживании местонахождения подозреваемого.
Это противоречит рекомендациям Интерпола, согласно которым члены организации не должны использовать его каналы подобным образом.
Утечка также содержит сообщение об Армене Арамяне, журналисте, который бежал из России после того, как был осужден за «вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность» за репортажи о студенческих протестах в поддержку лидера оппозиции Алексея Навального в январе 2021 года.
Арамян уехал в Армению, а затем в Германию. В сообщении, направленном Россией правоохранительным органам обеих стран, был обойден более формальный процесс выдачи красного уведомления и рассылки, и была запрошена «любая полезная информация» об Арамяне, а также о его местонахождении.
Сообщение было отправлено в феврале 2023 года, в период, когда в отношении России действовали ограничительные меры и сообщения проверялись перед отправкой.
Мы не можем с уверенностью сказать, было ли сообщение доставлено, но, основываясь на источнике данных, информатор полагает, что это было так.
Когда Би-би-си показала Арамяну копию сообщения, он сказал, что был шокирован, но не удивлен.
«Я не думаю, что они ожидали, что Германия [будет] присылать им мой адрес, мой номер телефона и экстрадировать меня, но если бы они могли получить хотя бы какую-то небольшую долю информации, это все равно было бы для них ценно», — считает журналист.
В утечке есть и другие сообщения, в которых Интерпол отвечает на запрос Москвы о предоставлении информации. Агентство присылало подробности о передвижениях соратницы Навального Любови Соболь и известного перебежчика Глеба Каракулова.
Обмен информацией о Каракулове произошел после того, как Интерпол объявил о дополнительной проверке Москвы.
Би-би-си также получила доступ к внутренним отчетам Интерпола за 2024-2025 годы, которые свидетельствуют о постоянной озабоченности деятельностью России со стороны высшего руководства организации.
В одном из отчетов высокопоставленный чиновник прямо выражает российским делегатам «серьезную озабоченность» в связи с «умышленным злоупотреблением» системой Интерпола со стороны России, заявляя, что имели место случаи «вопиющих нарушений» правил Интерпола.
Несмотря на дополнительные ограничения в отношении России, отчеты показывают, что в 2024 году около 90% запросов России по-прежнему проходили первичную проверку. И все же в тот же период CCF отклонял примерно половину всех российских запросов, по которым поступали жалобы. Это вызывает вопросы о том, были ли эти меры достаточно строгими.
В одном из отчетов описывается, как в 2024 году Россия пыталась разместить красные рассылки на судей и прокурора Международного уголовного суда после того, как он МУС выдал ордера на арест президента Владимира Путина и уполномоченного по правам ребенка в России Марии Львовой-Беловой за их действия в Украине. Эти запросы из Москвы были отклонены.
Несмотря на то, что внутри организации выражалась озабоченность по поводу неправомерного использования Россией систем Интерпола, отчеты также показывают, что в 2024-2025 годах велись дискуссии о том, следует ли снять дополнительные ограничения на деятельность России.
Похоже, что вопрос был решен в пользу Москвы.
Информатор сообщил Би-би-си, что в 2025 году Интерпол незаметно отменил некоторые дополнительные меры против России, однако пока не ясно, насколько далеко зашло это смягчение. Несмотря на неоднократные запросы, Интерпол заявил, что не может прокомментировать ситуацию из-за «строгих правил обработки данных».
Би-би-си не смогла раскрыть все детали утечки Интерпола, поскольку это могло бы раскрыть источник. Однако, когда Интерполу задали вопрос о деталях расследования, он заявил, что «обеспокоен тем, что ряд обвинений, по-видимому, основан на неправильном понимании того, как работают системы Интерпола и CCF, или на фактических ошибках в данных и изменениях в системах Интерпола».
«Неверно утверждать, что мы ставим полицейское сотрудничество выше предотвращения злоупотреблений — Интерпол следует своему уставу, который прямо запрещает использование наших систем для информации, имеющей преимущественно политический, военный, религиозный или расовый характер», — сообщили в организации.
В прошлом Интерпол заявлял, что может сделать больше для предотвращения преступлений, обеспечив открытость каналов связи.
Мы обратились за комментариями в МВД России, но ответа не получили.
Юристы Юрий Немец и Бен Кит согласны с тем, что Интерпол должен прилагать больше усилий для предотвращения злоупотребления своими системами. «Если будет установлено, что страны значительно и постоянно злоупотребляют красными уведомлениями и повестками, то они должны быть на время отстранены от системы», — говорит Кит.
В противном случае Игорь Пестриков опасается, что Россия «одним нажатием кнопки может ввести любую информацию, приписать вам любое преступление — и преследовать вас по всему миру».
При участии Андрея Джитару и Неда Дэвиса

