Это перевод материала корреспондента Би-би-си в Северной Америке Энтони Зуркера, опубликованного на сайте BBC News.
Администрация Дональда Трампа быстро отказалась от своей привычной тактики «отрицай и атакуй», которую поначалу применила, когда федеральные агенты застрелили Алекса Претти в Миннеаполисе в субботу утром.
В течение 24 часов, по мере того как в интернете начали распространяться видеозаписи стрельбы, стало ясно, что Белый дом противоречит как общественному мнению, так и тому, что американцы могли видеть собственными глазами.
С тех пор администрация — и сам президент — изменили линию поведения, обвиняя в произошедшем демократов и уделяя меньше внимания действиям убитого медбрата.
Демократы, в свою очередь, усилили критику политики массовых депортаций и агрессивных действий Иммиграционной и таможенной полиции (ICE), включаясь в политическую борьбу, которая может привести к новому шатдауну правительства уже в пятницу.
В понедельник утром заместитель генерального прокурора Тодд Бланш назвал сложившуюся ситуацию «пороховой бочкой». Хотя он возложил вину на демократов, многие по обе стороны политического раскола в США согласятся, что текущая ситуация крайне опасна.
Первоначальная реакция администрации на смерть Претти была прямолинейной. 37-летнего мужчину представили как внутреннего террориста, настроенного на кровопролитие.
Министр внутренней безопасности Кристи Ноэм заявила, что Претти хотел «причинить вред» и «размахивал оружием». Командующий Пограничной службы США Грегори Бовино сказал, что это «выглядит как ситуация, в которой человек хотел нанести максимальный ущерб и устроить расправу над правоохранителями».
Старший советник президента Стивен Миллер назвал Претти «потенциальным убийцей».
Администрация Трампа обычно быстро дает отпор критике. «Отрицай и атакуй» давно лежит в основе тактики Трампа по реагированию на кризисы.
Однако показательно, что пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт в понедельник отказалась повторить слова Миллера, когда журналисты спрашивали, согласен ли президент с мнением своего советника. Вместо этого она заявила, что будет проведено полное расследование.
Это был заметно более сдержанный тон по сравнению с тем, который звучал сразу после стрельбы.
Та первоначальная реакция напоминала линию, которую администрация заняла три недели назад, когда федеральные агенты застрелили еще одну жительницу Миннеаполиса, Рене Гуд. Тогда власти заявили, что Гуд была террористкой, которая «использовала автомобиль как оружие», пытаясь причинить вред сотрудникам ICE.
Как и в случае с Гуд, версию событий, изложенную федеральным правительством, оспорили местные чиновники, очевидцы и семья погибшего.
В своем заявлении в воскресенье родители Претти призвали раскрыть правду, добавив: «Отвратительная ложь, которую администрация говорит о нашем сыне, возмутительна и омерзительна».
Многочисленные видеозаписи смертельного инцидента в субботу противоречат многим первоначальным утверждениям администрации. На кадрах видно, как Претти снимает агентов ICE на мобильный телефон и помогает женщине, которую толкают на землю, после чего обоих заливают перцовым аэрозолем. Видно, что Претти не держит в руках оружие в момент, когда его валят на землю.
Министерство внутренней безопасности утверждает, что у Претти был 9-милиметровый полуавтоматический пистолет и две обоймы с патронами. Местная полиция заявила, что Претти владел оружием на законных основаниях. По законам Миннесоты граждане имеют право носить скрытое оружие в общественных местах при наличии разрешения.
В этот раз Белому дому стало трудно поддерживать свою же первоначальную версию.
«Люди сыты по горло, — заявил начальник полиции Миннеаполиса Брайан О’Хара, отметив, что его сотрудники за прошлый год задержали сотни опасных преступников, не прибегая к стрельбе. — Так продолжаться не может».
Республиканцы в Вашингтоне и за его пределами выразили растущую тревогу по поводу того, как администрация справляется с ситуацией. Губернатор Вермонта Фил Скотт назвал федеральные действия в Миннесоте «полным провалом координации допустимых практик общественной безопасности, подготовки и руководства» — в лучшем случае.
В худшем случае, сказал он, это было «преднамеренное федеральное запугивание и подстрекательство американских граждан».
Сенатор от Юты Джон Кертис раскритиковал «преждевременную» реакцию Кристи Ноэм на стрельбу, заявив, что она прозвучала до того, как стали известны все факты, и «подорвала доверие» к миссии правоохранительных органов.
Председатели комитетов по внутренней безопасности в Палате представителей и Сенате заявили, что планируют провести публичные слушания.
С воскресного вечера тон Белого дома заметно изменился. Министр по делам ветеранов Даг Коллинз выразил соболезнования семье Претти. Президент опубликовал сообщение в Truth Social, назвав смерть «трагедией» и возложив вину на «хаос, вызванный демократами» — за ним это повторил вице-президент Джей Ди Вэнс.
В понедельник утром Трамп сообщил, что направляет в Миннесоту «царя границ» Тома Хомана, чтобы он руководил работой правоохранительных органов. Хоман, который курировал депортации при администрации демократа Барака Обамы, считается более сдержанным и политически чувствительным управленцем, менее склонным к громким заявлениям, подобным тем, что в последнее время делали Ноэм и Бовино.
«Том жесткий, но справедливый, и будет напрямую отчитываться мне», — написал Трамп.
Хотя направление Хомана в Миннеаполис не обязательно означает изменение политики — эта администрация пока не демонстрирует готовности отказаться от своей жесткой миграционной линии — это может означать изменение подачи, поскольку президент пытается адаптироваться к общественным настроениям, которые, как показывают опросы, ухудшаются в отношении методов проведения миграционной кампании.
В опросе CBS, проведенном до стрельбы на выходных, 61% респондентов заявили, что ICE действует «слишком жестко» при задержании людей, а 58% не одобрили действия президента в сфере миграции в целом.
Генеральный прокурор Миннесоты Кит Эллисон, отвечая Би-би-си на вопрос о роли Хомана, сказал, что это может открыть новую возможность для взаимодействия с администрацией.
«Я не хочу исключать, что разумный подход возможен, — добавил он, — но мы оказались здесь именно потому, что федеральное правительство занимало неразумные позиции».
Еще один возможный сигнал появился, когда Трамп в понедельник заявил, что поговорил с губернатором Миннесоты, демократом Тимом Уолцем.
«Это был очень хороший разговор, — написал Трамп. — Мы, на самом деле, оказались на одной волне».
Это стало заметной разрядкой после серии обменов напряженными репликами между двумя политиками в последние недели — и может предвещать ту самую деэскалацию в Миннесоте, к которой призывают многие политики.
Однако этого может оказаться недостаточно для демократов в Вашингтоне, которые испытывают все большее давление с требованием провести жесткую линию в отношении риторики и политики администрации Трампа.
Демократы в Сенате объявили, что теперь заблокируют законопроект о финансировании в своей палате, что приведет к частичному шатдауну правительства в пятницу вечером.
«Я буду голосовать против любого финансирования Министерства внутренней безопасности до тех пор, пока не будут введены дополнительные механизмы контроля за ICE, — заявил сенатор от Гавайев Брайан Шац. — Эти повторяющиеся инциденты с насилием по всей стране являются незаконными, необоснованно обостряют ситуацию и делают всех нас менее защищенными».
Однако такой шаг несет и политические риски. Осенью прошлого года демократы уже спровоцировали рекордный шатдаун из-за спора о субсидиях на здравоохранение, но в итоге отступили, не добившись ощутимых результатов. Кроме того, они будут опасаться заходить слишком далеко в вопросах миграции и правопорядка — темах, по которым они традиционно показывают слабые результаты в опросах.
В настоящий момент и республиканцы, и демократы пытаются понять, как реагировать на ситуацию, которая стала взрывоопасной. На кону — общественное восприятие миграционной политики Трампа, ключевого политического вопроса для президента и одного из факторов, который помог ему вернуться в Белый дом.
- Возможны ли массовые протесты в США после нового убийства в Миннесоте? Обсуждаем с американисткой в подкасте «Что это было?»
- Пистолет или телефон? Что мы знаем о стрельбе в Миннеаполисе
- Сотни людей вышли на акцию протеста в Миннеаполисе через день после гибели Алекса Претти















