![]()
На фоне беспрецедентного кризиса в отношениях между Грузией и странами Запада, Тбилиси все больше идет на сближение с Москвой – эта мысль все чаще озвучивается с международных трибун. Президент Молдовы Майя Санду, выступая на Парламентской ассамблее Совета Европы, заявила, что Россия «вернула Грузию на свою орбиту»:
«С гордостью заявляю, что Молдова смогла противостоять этой двухлетней атаке благодаря усилиям всего общества. Наши граждане доказали свою приверженность миру, Европе и демократии. Но с сожалением смотрю на Грузию, которую, несмотря на мужество грузинского народа, который продолжает отстаивать демократические ценности, европейские устремления и право самостоятельно определять свое будущее, Россия вернула на свою орбиту, используя страх войны как инструмент и посылая сигнал о том, что неправильный выбор обойдется ценой мира».
В Тбилиси на слова президента Молдовы отреагировали крайне негативно. Спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили назвал слова Майи Санду возмутительной «антигрузинской риторикой», добавив, что на это «следует очень четко отреагировать»:
«Она делает это под диктовку других, поскольку вспоминает о нас только раз в году. И она почему-то считает, что имеет какое-то моральное, политическое, идеологическое преимущество говорить с грузинским народом в таком тоне».
Лидер парламентского большинства Ираклий Кирцхалия назвал слова Санду «анекдотическим пассажем», поскольку дала свою оценку «демократическому и суверенному государству», а вице-спикер Нино Цилосани напомнила о недавнем заявлении молдавского лидера о ее готовности поддержать объединение с Румынией:
«Майя Санду – президент, которая может без стеснения заявлять, что поддержала бы ликвидацию собственного государства и его включение в состав Румынии. Соответственно, нетрудно догадаться, к какой политической орбите принадлежит она сама».
Но заявление Санду – далеко не единственный звоночек о том, что Тбилиси уходит в тотальную зависимость от Москвы. В финском военном разведывательном отчете Military Intelligence Review 2026 говорится об общем ослаблении российского влияния на Южном Кавказе за исключением Грузии. В документе отмечается, что Кремль утратил роль внешнего регулятора конфликта между Арменией и Азербайджаном, а отношения обеих стран с Россией заметно ослабли.
«В то же время Грузия политически приблизилась к России».
Авторы доклада также подчеркивают, что Россия продолжает прилагать усилия по восстановлению статуса великой державы, рассматривая постсоветское пространство как ключевое направление своей внешнеполитической стратегии.
Выводы финской военной разведки подтверждаются и расследовательными материалами финских СМИ. В начале января общественный вещатель Yle опубликовал статью о том, что Россия выстроила глобальную сеть по обходу санкций для закупки запчастей компании Wärtsilä, критически важных для работы гражданского и теневого флота. Одним из ключевых посредников в этой схеме стала фирма Arnika Trade LLC, зарегистрированная на окраине Тбилиси. По данным журналистов, через нее в Россию было поставлено запчастей более чем на 1 млн евро, в том числе для судов, задействованных в транспортировке российской нефти. Расследование Yle указывает, что подобные схемы позволяют поддерживать функционирование теневого флота и тем самым косвенно способствуют финансированию войны против Украины.
Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отверг обвинения:
«Вы не волнуйтесь. В комиссионном порядке установлено, что наша страна не используется для обхода санкций. <…> Когда речь идет о ваших [критических] медиа, разумеется, ложь – это ваш почерк. Какое финское издание? Би-би-си и финское расследование для меня – одно и то же».
Грузия вне игры: Давос, Трамп и новая геополитическая архитектура без Тбилиси
Слухи о возможном возобновлении дипломатических отношений между Тбилиси и Москвой появились еще в конце прошлого года – после участия премьера Кобахидзе в Международном форуме «Год мира и доверия» в Ашхабаде. На то же мероприятие был приглашен президент России Владимир Путин. Тогда впервые за долгие годы лидеры двух стран оказались на совместном фото.
Спустя несколько дней директор Четвертого департамента стран СНГ МИД РФ Михаил Калугин дал интервью изданию РИА Новости, в котором заявил, что Москва «серьезно настроена» на нормализацию отношений с Тбилиси. При этом он подчеркнул, что ключевым условием остается нежелание Грузии становиться «разменной картой в антироссийских играх».
По словам Калугина, Россия заинтересована в стабильных связях с Грузией и высоко оценивает, по его утверждению, прагматичный и многовекторный внешнеполитический курс Тбилиси. Он также подтвердил интерес Москвы к более широкому региону Южного Кавказа и поддержку регионального формата «3+3» (Грузия, Армения и Азербайджан + региональные державы Россия, Турция и Иран).
«Мы стремимся к стабильным отношениям с Грузией. Тбилиси демонстрирует здоровый прагматизм, тенденцию к многовекторному подходу во внешней политике. Грузия не присоединилась к антироссийской санкционной коалиции и отказалась принять навязанные извне безрассудные сценарии открытия «второго фронта» против России», – заявил Калугин.
А совсем недавно, 22 января, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Тбилиси «не хочет в угоду внешним силам разрывать взаимоотношения с Россией», поскольку именно благодаря этому сотрудничеству республика, как утверждает российская сторона, демонстрирует «рекордные темпы роста ВВП и доходов граждан». Захарова также отметила, что в Москве «с пониманием воспринимают линию грузинских властей на ограничение внешнего вмешательства», положительно оценивают шаги по «защите традиционных ценностей» и считают отношения России и Грузии «естественными» в силу «исторических, культурных и духовных уз».
«Что касается возобновления политического диалога с Тбилиси, то предпосылки для этого, увы, к сожалению, пока отсутствуют. Почему-то еще во времена режима Саакашвили было решено, что разрыв дипотношений, отказ от разговора с Россией помогут решить некие вопросы. Это был не наш выбор, это была та идеология тех времен, тех людей, где, казалось бы, абсурдность такого подхода очевидна. И я думаю, что и сейчас очевидна. Думаю, в Грузии все больше граждан и политиков понимают, что залог благополучия страны не в конфронтации, а в сотрудничестве с Россией. И видят конкретные примеры и конкретные факты», – добавила Захарова.
Параллельно с «мирными» заявлениями официальных лиц российская пропаганда активно продвигает нарратив о возвращении постсоветских стран, в том числе Грузии, под контроль России. Так, главный идеолог концепции «русского мира» Александр Дугин 18 января заявил:
«Нельзя согласиться с существованием суверенной Армении, Азербайджана, Казахстана, Грузии, Узбекистана… либо они станут частью нашего единого союза, либо плацдармом США и ЕС».
Спустя десять дней аналогичная риторика прозвучала и в эфире программы «Вечер с Владимиром Соловьевым». Российский политолог Сергей Михеев поставил под сомнение саму возможность равноправного партнерства между Россией и странами бывшего СССР, заявив, что, по его мнению, именно слабая политика Москвы привела к войне в Украине.
«Мы их [постсоветские страны] разбаловали! Они должны знать свое место! Я в этом глубоко уверен. Бесконечные заигрывания с ними: давайте им здесь что-нибудь дадим, давайте им туда что-нибудь дадим. Мы и так решаем массу их проблем, а политические дивиденды при этом, на мой взгляд, крайне сомнительные».
Назначение без огласки: «Мечта» отправила в Москву нового спецпредставителя



