Это перевод статьи обозревателя Би-би-си. Оригинал можно прочитать здесь.
США, как представляется, готовы нанести удар по Ирану уже в ближайшие дни. Хотя потенциальные цели в значительной степени предсказуемы, исход событий — нет.
Каковы будут возможные последствия, если США так и не удастся договориться с Тегераном и президент Дональд Трамп прикажет американским войскам атаковать?
1. Точечные удары, минимальные жертвы среди гражданского населения, переход к демократии
Военно-воздушные и военно-морские силы США наносят ограниченные, высокоточные удары по военным базам Корпуса стражей исламской революции Ирана (КСИР) и подразделения «Басидж» — военизированной структуры, находящейся под контролем КСИР, — а также по объектам запуска и хранения баллистических ракет и элементам иранской ядерной программы.
Уже ослабленный режим свергают и со временем происходит переход к подлинной демократии, при которой Иран может вновь стать частью международного сообщества.
Это крайне оптимистичный сценарий. Западное военное вмешательство в Ираке и Ливии не привело к плавному переходу к демократии. Хотя в обоих случаях были свергнуты жестокие диктатуры, вслед за этим наступили годы хаоса и кровопролития.
Сирия, которая провела собственную революцию и свергла президента Башара Асада без военной поддержки Запада в 2024 году, на данный момент справляется с последствиями несколько лучше.
2. Режим сохраняется, но переходит к более умеренной политике
В целом этот сценарий можно назвать «венесуэльской моделью»: после быстрых и жестких действий США режим сохраняет власть, но вынужденно переходит к более умеренной политике.
В случае Ирана это означало бы сохранение Исламской Республики — что не удовлетворило бы значительную часть иранского общества, — при одновременном сокращении поддержки вооруженных группировок по всему Ближнему Востоку. Кроме того, режиму пришлось бы прекратить или существенно ограничить внутренние ядерные и ракетно-баллистические программы, а также смягчить подавление протестов внутри страны.
Однако и этот сценарий относится к числу наименее вероятных. Руководство Исламской Республики на протяжении 47 лет упрямо сопротивляется любым переменам и, как представляется, сегодня попросту неспособно изменить курс.
3. Режим рушится, и власть переходит к военным
Многие считают, что это наиболее вероятный из возможных исходов.
Хотя режим очевидно непопулярен среди значительной части населения, а каждая новая волна протестов за прошедшие годы еще больше его ослабляет, в стране по-прежнему существует огромное и всепроникающее силовое «глубинное государство», напрямую заинтересованное в сохранении статус-кво.
Главная причина, по которой протестам до сих пор не удалось свергнуть режим, заключается в отсутствии сколько-нибудь значимых переходов силовиков на сторону протестующих, тогда как правящая верхушка готова применять неограниченную силу и жестокость ради удержания власти.
В условиях хаоса, который может последовать за возможными ударами США, нельзя исключать сценарий, при котором Иран в итоге окажется под управлением жесткого военного правительства, состоящего преимущественно из представителей КСИР.
4. Иран в ответ атакует американские войска и соседние страны
Иран обещает ответить на любое нападение со стороны США, заявив, что «его палец уже на спусковом крючке».
Очевидно, что он не может сравниться с мощью ВМС и ВВС США, однако все же способен нанести ответный удар, задействовав свой арсенал баллистических ракет и беспилотников, многие из которых укрыты в пещерах, под землей или в удаленных горных районах.
Вдоль аравийского побережья Персидского залива расположены американские базы и объекты — в частности, в Бахрейне и Катаре. Однако при желании Иран может нанести удары и по критической инфраструктуре любой страны, которую он сочтет соучастницей американского нападения, например Иордании.
Разрушительная ракетно-дроновая атака на нефтехимические объекты Saudi Aramco в 2019 году, приписываемая поддерживаемому Ираном ополчению в Ираке, наглядно показала Саудовской Аравии, насколько уязвима она перед иранскими ракетами.
Арабские соседи Ирана по Персидскому заливу — все союзники США — сейчас вполне обоснованно нервничают, опасаясь, что любые военные действия Соединенных Штатов могут в итоге ударить рикошетом именно по ним.
5. Иран минирует Персидский залив
Эта угроза давно висит над мировым судоходством и поставками нефти — еще со времен ирано-иракской войны 1980–1988 годов, когда Иран действительно минировал морские торговые пути, а тральщики Королевского военно-морского флота Великобритании помогали их разминировать.
Ормузский пролив между Ираном и Оманом — критически важный транзитный коридор мировой торговли. Через него ежегодно проходит около 20% мирового экспорта сжиженного природного газа (СПГ) и примерно 20–25% нефти и нефтепродуктов.
Иран проводил учения по быстрой установке морских мин. Если он решится на такой шаг, это неизбежно приведет к серьезным последствиям для мировой торговли и вызовет резкий рост цен на нефть.
6. Иран ответным ударом топит американский военный корабль
Однажды капитан ВМС США на борту военного корабля в Персидском заливе сказал мне, что одной из угроз со стороны Ирана, которая беспокоит его больше всего, является так называемая «атака роем».
Речь идет о сценарии, при котором Иран запускает одновременно настолько большое количество ударных беспилотников с мощными боезарядами и скоростных торпедных катеров по одной или нескольким целям, что даже мощные системы ближней обороны ВМС США не успевают уничтожить их все вовремя.
Моряки КСИР в процессе обучения уделяют много внимания нетрадиционным, или «асимметричным», методам ведения войны, изучая способы преодоления и обхода технологического превосходства своего главного противника — Пятого флота ВМС США.
Потопление американского военного корабля, особенно если бы оно сопровождалось захватом выживших членов экипажа, стало бы колоссальным унижением для Соединенных Штатов.
Хотя такой сценарий считается маловероятным, стоит напомнить, что в 2000 году дорогостоящий эсминец USS Cole был выведен из строя в гавани Адена в результате атаки смертника «Аль-Каиды»*, в ходе которой погибли 17 американских моряков.
Еще ранее, в 1987 году, иракский летчик по ошибке выпустил две ракеты Exocet по американскому кораблю USS Stark, что привело к гибели 37 членов экипажа.
7. Падение режима и последующий хаос
Это вполне реальная опасность и одна из главных причин тревоги для соседей Ирана, включая Катар и Саудовскую Аравию.
Помимо риска гражданской войны — по образцу конфликтов в Сирии, Йемене или Ливии, — существует и другая угроза: в условиях хаоса и распада центральной власти межэтническая напряженность может перерасти в вооруженные столкновения, когда курды, белуджи и другие меньшинства попытаются защитить свои общины на фоне общенационального вакуума власти.
Значительная часть Ближнего Востока, безусловно, была бы рада увидеть конец Исламской Республики — прежде всего Израиль, который уже нанес серьезные удары по иранским прокси-силам по всему региону и рассматривает предполагаемую ядерную программу Ирана как экзистенциальную угрозу.
Однако никто не заинтересован в том, чтобы крупнейшая по численности населения страна Ближнего Востока — около 93 миллионов человек — погрузилась в хаос, спровоцировав гуманитарный кризис и масштабный поток беженцев.
Наибольшая опасность сегодня заключается в том, что президент Трамп, сосредоточив у границ Ирана столь мощные силы, может прийти к выводу, что он обязан действовать — иначе рискует потерять лицо. В этом случае война может начаться без четкого понимания конечной цели, с непредсказуемыми и потенциально крайне разрушительными последствиями.
*«Аль-Каида» запрещена в РФ.

