Борьба с ценами или борьба за контроль: что стоит за новой реформой властей Грузии - SOVA
политика

Борьба с ценами или борьба за контроль: что стоит за новой реформой властей Грузии

0
В парламенте Грузии создана временная комиссия по изучению ценообразования на продукты питания, лекарства и топливо. Власти объясняют это решение резкой инфляцией и необходимостью «системного ответа» на нее. Но первые шаги государства – проверки бизнеса с привлечением силовых структур и параллельные законодательные инициативы – заставляют наблюдателей усомниться в истинных целях властей.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузинская мечта, Роман Гоциридзе, экономика Грузии

По данным Национальной службы статистики, цены на продукты питания и безалкогольные напитки в Грузии в годовом выражении выросли на 10,6%, обеспечив 3,55 процентного пункта общей инфляции. Наиболее заметный рост зафиксирован в категориях рыбы (20,5%), фруктов и винограда (16,9%), хлеба и хлебобулочных изделий (14,3%), сахара и кондитерских изделий (10,2%), мяса и мясных продуктов (9,7%), а также кофе, чая и какао (9,4%). Подорожали и базовые товары повседневного спроса – молочные продукты, яйца, масла и овощи.

Существенный вклад в инфляцию вносит и рост стоимости медицинских услуг. В группе «Здравоохранение» цены увеличились на 8,3% в годовом исчислении, что добавило 0,68 процентного пункта к общему индексу. Подорожали как больничные и амбулаторные услуги, так и медицинские изделия и расходные материалы.

На фоне последовательной инфляции премьер-министр Ираклий Кобахидзе еще в конце 2025 года признал, что население Грузии «платит слишком высокую цену» за базовые продукты питания. Признал он и то, что разница между ценами на одни и те же товары в Грузии и странах ЕС «действительно велика».

Кобахидзе также указал на возможные нарушения антимонопольного законодательства и не исключил наличие картельных практик на рынке. Он призвал правоохранительные органы изучить ситуацию, а парламент – подключиться к анализу механизма ценообразования. Отдельное внимание премьер уделил структуре розничного рынка. По его данным, за последние пять лет число сетевых магазинов в Грузии удвоилось. А издержки, связанные с агрессивным расширением сетей, якобы в конечном итоге перекладываются на потребителей.

Впоследствии Ираклий Кобахидзе сообщил, что парламент создаст специальную комиссию для изучения формирования цен. По его словам, к концу апреля будут выявлены все аспекты формирования наценок, и на основе этого «мы сможем принимать конкретные решения, в том числе конкретные законодательные изменения».

Продуктовый заговор: кого обвиняют в повышении цен в Грузии?

В состав новой парламентской комиссии войдут 14 членов, а возглавит ее Шота Берекашвили – член «Грузинской мечты» и бизнесмен, чье имя в последние годы регулярно фигурирует в контексте крупных девелоперских проектов, связей с мэрией Тбилиси.

Берекашвили – сооснователь строительной компании BK Construction, которая в последние годы реализует проекты совместно с городскими властями. По данным расследовательской платформы Flangva («Детектор растрат»), общая стоимость действующих контрактов с мэрией превышает 22 млн лари (свыше 8 млн долларов), при этом часть тендеров проводилась без конкурсного отбора.

Теперь Берекашвили доверили расследовать причины инфляции в стране. «У нас есть значительные ресурсы для снижения цен. Срок работы комиссии – три месяца. Мы хотим применять системный подход, это сложный вопрос, эффективность и конкуренция позволят нам снизить цены», – сказал депутат и бизнесмен накануне своего назначения.

Каким может быть подход властей, бизнес узнал еще в конце января, когда Служба госбезопасности запросила у крупных сетевых продуктовых магазинов обширную документацию. Речь идет, в том числе, о договорах, первичных бухгалтерских документах, счетах-фактурах и инвойсах.

Дополнительным индикатором усиления давления стал пакет законодательных инициатив «Грузинской мечты». Поправки вводят прямые ограничения на участие предпринимателей и компаний в политической активности. Согласно проекту изменений в Кодекс об административных правонарушениях, публичная деятельность бизнеса, направленная на влияние на госорганы, общественное мнение или формирование внутренней и внешней политики и не связанная напрямую с основной хозяйственной деятельностью, приведет к штрафу в 20 тысяч лари, а при повторном нарушении – 40 тысяч (от 7,5 до примерно 15тысяч долларов).

Параллельно расширяются полномочия Службы государственного аудита в сфере мониторинга лиц с «заявленными партийно-политическими целями». Аудит получает право вызывать физических лиц на допрос, а также запрашивать финансовую и иную информацию у частных лиц и компаний в рамках контроля политической деятельности.

Отдельный блок поправок вводит расширенное понятие «лица с заявленными партийно-политическими целями», фактически приравнивая таких субъектов к политическим партиям с точки зрения финансового контроля. Вводятся ограничения на партийное членство для лиц, получавших доходы от организаций, признанных «проводниками интересов иностранной силы», а также расширяются основания для финансовых санкций и уголовной ответственности.

Абхазский транзит: «уникальная черная дыра» для России и Грузии

Критика реформ

«В январе население Грузии стало еще беднее, потому что цены на товары выросли вместо обещанного снижения!», – заявил Ника Черкезишвили, член партии «Лело – Сильная Грузия».

После запуска реформы, по данным Службы статистики, в январе 2026 года годовая инфляция в Грузии достигла 4,8% – это на 0,8 процентного пункта выше показателя декабря. Основным драйвером инфляции вновь стала продовольственная группа, на которую приходится большая часть роста общего индекса.

Бывший президент Национального банка Грузии Роман Гоциридзе ставит под сомнение не только эффективность антиинфляционной кампании властей, но и достоверность статистики, на которую она опирается. По его оценке, с момента запуска «пропагандистской спецоперации» против роста цен потребительские расходы продолжили расти, а реальный уровень инфляции гораздо выше официальных показателей. Ключевую проблему Гоциридзе видит в работе Службы статистики и применяемой методологии сбора данных.

«Это ведомство превратилось в обслуживающий орган правительства «Грузинской мечты».

По словам экономиста, после истечения двух предусмотренных законом сроков руководства Службой власти инициировали изменение законодательства, чтобы сохранить нынешний менеджмент и избежать кадровых рисков. Гоциридзе также обращает внимание на техническую сторону подсчета инфляции.

«Проверить объявленные Службой статистики цены практически невозможно, поскольку у нас они фиксируются по старой, архаичной методике – с блокнотом и карандашом в торговых точках».

В странах ЕС, подчеркивает эксперт, расчет инфляции основан на электронных данных: транзакциях из кассовых систем розничных сетей, где отражены реальные цены и объемы продаж. По словам Гоциридзе, в Грузии же непрозрачность создает пространство для манипуляций.

«Если реальный рост цен составляет, условно, 5%, а нужно показать 4,8%, достаточно «подкорректировать» отдельные товарные группы – например, одежду или обувь. Кто это проверит, если товары продаются в тысячах магазинов, а методика наблюдений не раскрывается?».

Экономист предупреждает, что в условиях политического давления статистика может начать играть роль инструмента легитимации правительственной политики. «Чтобы антиифляционная кампания не выглядела провальной, Служба статистики будет еще осторожнее относиться к публикуемым цифрам и пропускать их через политический фильтр».

В завершение Гоциридзе подчеркивает, что искажение статистики имеет долгосрочные последствия: «Фальсификация данных – серьезное преступление. Искаженная информация вредит бизнесу, каждому гражданину и мешает нормальной работе государственных институтов, включая Национальный банк».

Грузия может потерять роль ключевого транспортного коридора для Евразии