Мещанский суд Москвы приговорил к пяти годам и девяти месяцам колонии общего режима комика Артемия Останина, обвиняемого в возбуждении ненависти и оскорблении чувств верующих: он пошутил про безногого человека в метро и Иисуса Христа.
Судья также назначила ему штраф в 300 тысяч рублей, сообщает корреспондент «Медиазоны» (в реестре «иноагентов»). Обвинение просило приговорить Останина к пяти годам и 11 месяцам лишения свободы.
Комик отказался признать вину и настаивал, что его задержание и арест были незаконными. В частности, рассказал он, люди, которые задержали его в Минске и повезли в Москву, по дороге избили его в лесу и срезали волосы.
Дело Останина
Сначала Останина обвинили по статье о возбуждении ненависти (ч. 2 ст. 282 УК РФ). Поводом для этого стало его выступление на шоу «Стендап за 60 секунд» на YouTube. Комик пошутил про то, как в метро на него наехал мужчина с инвалидностью, назвав его «скейтером без ног», который, вероятно, «подорвался на мине».
15 марта 2025 года на ролик, который позднее был удален, обратило внимание провластное движение «Зов народа». Оно обвинило комика в «глумлении над инвалидом, который, возможно, потерял свои ноги в зоне спецоперации», и потребовало его наказать.
Останин в разговоре со СМИ отрицал, что речь в его шутке шла об участнике войны в Украине. «Про СВО в шутке нет ни слова, и речи об этом даже близко не идет, остальное вымысел блогеров… На меня накинулись, потому что изначально вся информация в этих каналах подавалась под таким соусом», — говорил он «Осторожно, новости».
Однако объяснения комика не помогли: вечером того же дня Следственный комитет сообщил, что в связи с «враждебными высказываниями в адрес участника СВО» против Останина возбуждено уголовное дело.
После этого Останин улетел из России в Беларусь, но был задержан белорусскими силовиками. 18 марта московское управление СКР опубликовало видео, на котором комик, сидя в кабинете следователя, приносит «свои искренние человеческие извинения».
На следующий день суд заключил Останина в СИЗО. На заседании по мере пресечения адвокат стендапера рассказала, что при задержании силовики избили его, повредив ему позвоночник.
20 марта член СПЧ Ева Меркачева опубликовала в своем телеграм-канале фото Останина со следами побоев и со ссылкой на адвоката сообщила, что силовики «наносили множественные удары по его корпусу и конечностям, применяли электрошокер и дубинки». В МВД Беларуси назвали эту информацию «ложной».
Эпизод уголовного дела, касающийся человека с инвалидностью, как заявило обвинение в суде, квалифицирован как унижение человеческого достоинства и касается «социально острых тем, связанных с СВО».
Как писала «Медиазона», экспертиза нашла в словах комика негативную информацию о людях с увечьями: «Адресату демонстрируется образ инвалида как нелепого, вызывающего брезгливость… в противоположность образу Останина».
В конце декабря стало известно, что Останину предъявили еще одно обвинение — по статье об оскорблении чувств верующих (ч. 1 ст. 148 УК РФ). Поводом для этого, как заявили в прокуратуре, стало опубликованное в интернете выступление комика от 7 марта 2024 года.
Как выяснилось в суде, Останину вменили участие в преступной группе, которая записала, а затем — в неизвестном месте и при неизвестных обстоятельствах — отредактировала и выложила это выступление на YouTube-канале комика.
В обвинение, как сообщала «Медиазона», вошла фраза из воображаемого диалога комика с Иисусом Христом: «Я обратился к Иисусу, и тот мне ответил, прикиньте, мы сели, чего-то выпили… „Я информацию людям принес, и знаете что они сделали? Ну, распяли меня“».
В этом выступлении экспертиза нашла глумление, осмеяние, десакрализацию и циничное отношение к Иисусу Христу.
Также обвинение заявило, что материал в отношении неустановленных членов преступной группы выделен в отдельное уголовное производство.
В суде были допрошены четверо потерпевших, которые рассказали, что узнали о шутках Останина из публикаций в телеграм-каналах и почувствовали себя оскорбленными.
Также в качестве свидетелей выступили несколько комиков и организаторов стендапов, которые рассказали, что во время выступлений запрещено шутить на некоторые темы, в том числе о власти, религии и войне в Украине.
Некоторые из них заявили, что шутку Останина про человека с инвалидностью они сочли несмешной, но не нарушающей закон.
«Избивали дубинками, шокерами, мешками с песком»
Останин во время допроса в суде заявил, что отвергает все предъявленные ему обвинения.
«Я вызывал смех в зале, все было по плану, никто не думал ни о каких оскорблениях. Данное дело целиком и полностью сфабриковано», — заявил он (цитата по «Медиазоне»).
Адвокат комика настаивал, что шутка сама по себе не может быть преступной, так как Конституция гарантирует свободу мнений.
Останин также обращал внимание, что шутку про Иисуса Христа он зачитал в ноябре 2022 года, а не в марте 2024-го, а значит срок давности для привлечения по статье об оскорблении чувств верующих истек (он составляет два года).
Кроме того, шутка прозвучала на сольном концерте, который комик сам выложил на YouTube, поэтому обвинение в том, что преступление было совершено в составе группы — «это полный бред», сказал он.
Также во время допроса Останин рассказал о том, как силовики, задержавшие его в аэропорту Минска, во время конвоирования в Россию применили к нему насилие.
«Мы остановились в каком-то лесу по дороге из Минска в Смоленск. Меня избивали дубинками, шокерами, мешками с песком, срезали волосы, приставляли нож к горлу, угрожали порезать меня и всю мою семью», — заявил комик (цитата по SotaVision).
Он также подчеркнул, что ему до сих пор непонятно, кто были эти люди, которые его «украли и доставили в Россию». После этого судья Олеся Менделеева прервала Останина, требуя говорить «по обстоятельствам вмененных ему преступлений».
2 февраля, выступая с последним словом, Останин заявил, что невиновных людей не должны наказывать, но его самого наказали уже несколько раз: избив его при задержании, угрожая его родственникам, поместив в СИЗО и отказывая в медицинской помощи.
«Я жду, что сегодня вы, [судья] Олеся Анатольевна, выдадите мне оправдательный приговор. Я понимаю конъюнктуру, и если там будет приговор в духе „ограничено отсиженным“, я его приму как оправдательный, так уж и быть, пойду вам навстречу. Я желаю, чтобы никто не оказывался в ситуации такого жесточайшего правового произвола, в котором оказался я. Всем добра», — сказал он (цитата по «Медиазоне»).
Также Останин принес извинения тем, кого могли оскорбить его шутки. Такого намерения у него не было, подчеркнул комик.

