Министерство обороны Украины договорилось с американской компанией SpaceX об отключении терминалов спутниковой связи Starlink, не внесенных в Украине в «белый список». Это решение должно было повлиять на боевые способности российской армии, но задело и ВСУ. Объясняем как именно.
Для начала нужно понять, почему спутниковая связь от SpaceX настолько важна для военных обеих стран.
Дело в том, что ни Украина, ни Россия не имеют соответствующих аналогов, чтобы ее заменить. Более того, заменителей стабильной, удобной, высокоскоростной связи, какой является Starlink, нет ни у одной другой страны. Даже у Китая, который лишь планирует создать на орбите похожее по параметрам созвездие малых спутников.
Поэтому, когда после начала полномасштабного российского вторжения в 2022 году украинским властям удалось договориться с Илоном Маском о передаче первых терминалов Starlink, это стало преимуществом для ВСУ.
Военные (а также чиновники и местные власти) получили удобное и доступное средство для быстрого обмена информацией, трансляции видео, звонков и прочего.
Это способствовало координации боевых действий, а также позволило Киеву повысить эффективность своих воздушных и морских дронов.
Установка на них терминалов Starlink позволяла управлять ими фактически в режиме FPV в тылу противника. Правда, позже использование Starlink у берегов Крыма стало невозможным из-за личного решения Маска.
Именно эта система спутниковой связи остается главной коммуникационной инфраструктурой в украинской армии.
Однако уже во второй половине 2023 года первые терминалы Starlink начали появляться на фронте и у российской армии.
Учитывая, что официально российские граждане не могут пользоваться этой услугой, а сам Starlink на территории России не работает, очевидно, что это были «серые» терминалы, купленные и ввезенные контрабандой из третьих стран.
Российские военнослужащие не скрывали, что используют эти системы с помощью взломанных или незаконно зарегистрированных аккаунтов.
Российские военные применяли связь американской компании — и сами это признавали — для планирования штурмовых действий и корректировки ударов артиллерии и БПЛА.
На практике это выглядело так: несколько российских штурмовиков незаметно пробирались в тыл позиций ВСУ, а направление движения им в онлайн-режиме указывал командир, который, в свою очередь, получал прямую трансляцию оперативной обстановки с дрона. Все это обеспечивалось именно через связь Starlink.
Еще в начале 2024 года Михаил Федоров (на тот момент — министр цифровой трансформации) говорил о поиске решения, которое бы деактивировало эти российские терминалы.
«Мы нашли алгоритм, предложили его SpaceX, сейчас у нас происходит коммуникация, как сделать так, чтобы подобных кейсов не было», — заявлял он в интервью украинскому изданию «Суспильне» в феврале 2024 года.
Однако для того, чтобы это «решение» было действительно воплощено в жизнь, понадобилось почти два года.
Когда российская армия начала устанавливать Starlink на свои ударные дроны и атаковать военные и гражданские объекты в тылу украинской территории, это стало последней каплей.
Решение, о котором говорил Федоров, было очевидным и фактически единственно возможным. Речь о верификации всех тех сотен тысяч терминалов Starlink, которые разными путями попали в руки украинцев. А все остальные терминалы — отключить.
Starlink: срочное отключение
О начале верификации министр обороны Михаил Федоров объявил 2 февраля.
«Правительство приняло постановление о внедрении «белого списка» для терминалов спутникового Starlink. Вскоре в Украине будут работать только проверенные и зарегистрированные терминалы. Все остальное будет отключено», — сообщил министр.
Он подчеркнул, что процесс верификации будет «максимально простым» как для военных, так и для гражданских и бизнеса.
Позже министерство распространило инструкцию, как именно внести свой терминал в реестр.
Начальники связи или уполномоченные лица должны были передать через армейскую систему ситуационной осведомленности DELTA информацию о терминалах Starlink, которые используются в подразделении.
Необходимо было внести так называемый KIT-номер — комбинацию букв и цифр, указанную на транспортной этикетке, — либо идентификатор терминала UTID, который есть в меню настроек в приложении Starlink.
С 6 февраля Минобороны Украины еще больше упростило процесс: теперь эту информацию через DELTA смогут вносить не только уполномоченные лица, но и любые военные, которые пользуются терминалом.
Для гражданских алгоритм сложнее.
Нужно взять указанные выше данные о терминале (KIT-номер, UTID-номер или номер учетной записи пользователя Starlink), паспорт и идентификационный код и обратиться в местный ЦНАП (центр предоставления административных услуг). Там необходимо подать заявление о регистрации непосредственно администратору.
Если у гражданина в пользовании больше одного терминала, он должен принести их все с собой.
Для чиновников и бизнеса предусмотрена возможность предоставить данные о своих терминалах через портал «Дія».
После получения от украинских властей идентификационных данных терминалов SpaceX постепенно восстанавливает работу устройств, которые находятся в «белом списке». В Минобороны говорят, что это может занять до двух суток.
Все остальные терминалы останутся заблокированными.
Как «белый список» повлиял на российскую армию
Через три дня после начала верификации министр Федоров объявил, что система успешно заработала.
«Внесенные в «белый список» Starlink работают — терминалы россиян уже заблокированы», — заявил он.
В российских соцсетях и провоенных телеграм-каналах появились десятки сообщений о «падении» Starlink.
«Отключение американцами терминалов Starlink, используемых ВС России, негативно сказалось на организации связи в наших подразделениях. Экстренно войска организуют резервные, пусть и менее удобные, способы связи», — пишет крупный ТГ-канал «Два майора» (1,2 млн подписчиков).
Российский Z-блогер Юрий Подоляка (2,9 млн подписчиков) описал ситуацию, сложившуюся в подразделениях российских войск без спутниковой связи, как «хаос».
«Чего так долго все боялись, но тайно надеялись, что до конца СВО не произойдет, — произошло. Илон Маск щелкнул рубильником, и 80% терминалов Starlink на фронте упало. Причем с высокой вероятностью с нашей стороны это скоро дойдет до 100%, и только российской смекалкой это можно будет попытаться обойти», — написал он 5 февраля в Telegram.
О «хаосе» и полной «дезорганизации» в российских подразделениях без Starlink говорят и украинские источники.
Советник министра обороны, специалист по вопросам РЭБ и связи Сергей Бескрестнов (позывной «Флэш») заявил, что российская армия даже была вынуждена остановить штурмовые действия.
«У противника на фронтах даже не проблема — у противника катастрофа. Все управление войсками легло. На многих участках остановлены штурмовые действия», — отметил он.
Статистика Генштаба ВСУ указывает на снижение количества боевых действий на фронте после 2 февраля, то есть с того дня, как SpaceX начал отключать «серые» терминалы.
Если 31 января зафиксировано 338 боевых столкновений, и 1 февраля — 179, то в последующие дни этот показатель упал на 15–20%. Например, 4 февраля было 133 столкновения.
Источник Украинской службы Би-би-си в командовании Генштаба ВСУ подтверждает информацию о проблемах со связью в российской армии.
Ситуация с отключением Starlink «существенно» повлияла на координацию действий российских войск, и они пытаются найти замену, сказал собеседник.
Нюанс в том, что ее фактически нет.
Чем России заменить Starlink
Судя по первым реакциям на отключение компанией SpaceX неверифицированных терминалов Starlink, российские военные в Украине использовали их гораздо активнее, чем предполагалось ранее.
Теперь эта «дыра» в системе администрирования доступа к американской спутниковой связи, похоже, для них закрыта.
Варианты замены есть, но они не столь эффективны, надежны и дешевы. Для ближней связи — на пару десятков километров — могут применяться оптоволокно, радиомосты, использующие принцип передачи Wi-Fi, или радиомодемы, передающие цифровые данные по радиоканалу.
У России есть и собственная спутниковая связь, например структура «Газпром космические системы» (ГКС). Ее применяют в боевых действиях, но ограниченно.
У ГКС всего пять спутников связи на геостационарной орбите — значительно меньше, чем у Starlink. Это означает ограниченное покрытие и низкую пропускную способность сигнала. Кроме того, эта система дорогая, сложная в обслуживании, требует точного позиционирования антенны и устойчивой видимости спутника, что не всегда возможно обеспечить в полевых условиях.
В России также существует проект собственного низкоорбитального спутникового группирования связи, которым занимается частная компания «Бюро 1440» при поддержке Роскосмоса.
Начать реализацию проекта планировалось в декабре 2025 года — на этом начальном этапе с космодрома «Плесецк» должен был начаться запуск первых 16 космических аппаратов.
К 2027 году их число на орбите планировалось довести до 250–300, в то же время разработчики намеревались запустить сервис широкополосной связи. В перспективе к 2035 году количество орбитальных аппаратов должно было увеличиться примерно до 900, чтобы обеспечить глобальное покрытие.
Запуск первых спутников не состоялся, сроки и причины переноса официально не назывались. По данным российских СМИ, причина может быть связана с задержкой в производстве аппаратов.
Падение Starlink: есть ли проблемы у украинской армии
Однако «падение» неверифицированных терминалов затронуло и украинскую армию. Тысячи абонентов остались без связи, в том числе во время боевых операций или управления дронами.
«Мои Starlink до сих пор не апрувнуты (не верифицированы, — ред.), хотя заявка подана уже давно», — рассказал Украинской службе Би-би-си военный ВСУ Роман, который воюет на Запорожском направлении.
Такая ситуация наблюдается и у еще нескольких его товарищей. Для выполнения срочных боевых задач они просят «арендовать» на пару часов несколько терминалов у других подразделений, которым уже удалось их «апрувнуть».
На эту же проблему обращает внимание бывшая депутатка, а ныне командир взвода ПТРК Татьяна Чорновол.
«Отключение оставило мои две боевые позиции пилотов без связи. Даже Маск так не пакостил, как свои. Хорошо, что сейчас мои позиции не в таких «злобных» местах, как год назад. Поэтому я смогла с утра подвести «альтернативу» на одну позицию, на «злобной» позиции альтернатива лежала в запасе давно, поэтому мы уже на связи», — сообщила она 5 февраля.
По ее словам, терминалы Starlink так и не заработали, хотя необходимые данные для внесения в «белый список» были поданы заранее.
Минобороны объясняет задержки объемом данных и длительностью процедур в SpaceX.
Кроме того, есть момент определенного недоверия военных к государству.
Большое количество терминалов Starlink бойцы получили от волонтеров, друзей или родственников. То есть они официально не стоят на балансе воинской части.
Они боятся, что командование заберет их, если терминалы будут верифицированы.
В Минобороны Украины обещают не забирать эти устройства и не заставлять военнослужащих ставить зарегистрированные Starlink на баланс.
«Даю вам слово, что эти данные нужны только для реестра терминалов, которые будут работать в стране. Никто впоследствии не будет забирать у вас Starlink или ставить их на баланс», — подчеркивает советник министра Сергей «Флеш».
В любом случае этот процесс набирает обороты, и в ближайшее время все «украинские» терминалы Starlink вернутся в работу. А «российские» так и должны остаться деактивированными. И Кремлю придется срочно придумать, как эту проблему решить.
*Российские власти включили Илью Абишева в список «иноагентов». Би-би-си категорически возражает против этого решения и оспаривает его в суде
- Россия начала применять в Украине «шахеды», подключенные к Starlink. Что известно и почему это опасно
- Дроны на оптоволокне: идеальное ли это оружие и можно ли с ним бороться
- «Противодронная стена» Европы — нужна ли она и возможна ли она















