82f3aac0 01ed 11f1 bb50 17f4fe9ab2e3.jpg Новости BBC Тоси Кадзама, фотограф

«Живой мертвец». Японский фотограф десятилетиями снимал приговоренных к смертной казни и теперь выступает за ее отмену

0

Предупреждение: материал содержит подробности, которые могут шокировать.

В 1990-е годы уроженец Токио Тоси Кадзама работал коммерческим фотографом в Нью-Йорке. Однажды он обратил внимание на новостную заметку о несовершеннолетнем заключенном, ожидавшем исполнения смертного приговора.

Эта история заинтриговала Кадзаму, и он решил встретиться с ним. В конечном итоге это импульсивное решение полностью изменило направление его карьеры.

Позже Кадзама сделал фотографии 22 заключенных, находившихся в камере смертников: одного на Тайване, и остальных — в США. С тех пор некоторые из них были казнены, другие по-прежнему находятся в тюрьме. Кадзама также встречался с родственниками жертв преступлений.

По его словам, эта работа превратила его в неустанного борца против смертной казни.

«Обыкновенный мальчик»

Заключенным, который первым привлек внимание фотографа, был несовершеннолетний преступник Майкл Шон Барнс — в 1996 году он находился в камере смертников в американском штате Алабама. Его арестовали, когда ему было 17 лет, и приговорили к смертной казни на электрическом стуле за убийство и изнасилование.

Кадзама разыскал его после того, как прочитал о нем в газете. После многочисленных попыток ему удалось получить разрешение на посещение заключенного в тюрьме.

Когда они наконец встретились, как признается Кадзама, он был поражен.

«Я думал, что увижу монстра. Но передо мной оказался обыкновенный мальчик — такого можно встретить где угодно», — говорит он.

«Я не удержался и попытался пожать ему руку, прежде чем начать фотографировать».

У Барнса очень низкий уровень интеллекта и тяжелая форма нарушения обучаемости.

При вынесении приговора присяжные рекомендовали заменить смертную казнь пожизненным лишением свободы без права на условно-досрочное освобождение. Однако судья все же назначил смертную казнь, заявив, что Барнс не проявил пощады к своим жертвам.

12 июня 1998 года суд первой инстанции пересмотрел приговор и заменил его на пожизненное лишение свободы без права на условно-досрочное освобождение с учетом смягчающих обстоятельств.

«Живой мертвец»

Шон Селлерс — один из заключенных, которых Кадзама фотографировал в камере смертников. Селлерс был осужден за тройное убийство. Он пригласил Тоси Кадзаму присутствовать в качестве свидетеля во время собственной казни в штате Оклахома в 1999 году «как своего друга».

Кадзама решил не приезжать, но написал Селлерсу письмо, в котором сообщил, что будет думать о нем во время исполнения приговора.

4 февраля того же года — в день, назначенный для казни, — Кадзама не спал в своей квартире в Нью-Йорке. Когда часы пробили час ночи, он думал о том, что происходит в тюрьме в Оклахоме.

Фотограф описывает этапы процедуры казни: сначала вводят один химический препарат, затем, через пять минут, — второй. Первый должен успокоить человека. Второй — погрузить его в сон.

«А третий — в 01:10 — это смертельная инъекция, которая вызывает сокращение всех мышц тела», — говорит он.

Через несколько минут после начала процедуры Селлерс был официально признан мертвым. Кадзама, по его словам, был глубоко потрясен и в течение трех месяцев чувствовал себя «живым мертвецом».

«Я словно онемел. Я не мог ничего делать. Я был в глубокой депрессии».

Непосредственно перед казнью, уже привязанному к носилкам, Селлерсу дали микрофон, чтобы он мог произнести свое последнее слово.

«Он не проявлял особого раскаяния, и поэтому семья жертвы была возмущена», — говорит Кадзама.

Кадзама общался со многими заключенными, ожидающими смертной казни, и говорит, что многие из них не рассказывают о совершенных преступлениях.

Он также вспоминает, как встречался и фотографировал Наполеона Бизли, который был казнен в Техасе в 2002 году путем смертельной инъекции за убийство 63-летнего мужчины.

«Он говорил со мной о том, что хотел бы поесть перед казнью, и о других подобных вещах. Они действительно не способны принять сам факт предстоящей казни», — говорит Кадзама.

По его словам, люди часто не понимают этого и задаются вопросом, почему осужденный не проявляет раскаяния за несколько дней до казни.

Жертва преступления

В 2003 году в Нью-Йорке, когда Кадзама возвращался домой вместе с дочерью, на него без всякой причины напал незнакомец и сильно ударил его по голове.

«Я сам стал жертвой преступления. На меня напали. Пять дней я находился в коме», — рассказал Кадзама Би-би-си.

В результате нападения он потерял слух и с тех пор страдает нарушениями равновесия. У него также остался шрам на голове.

«Этот шрам никогда не исчезнет. Но я могу изменить свое отношение к тому, что произошло», — говорит он.

Тоси Кадзама надеялся получить извинения от нападавшего, однако злоумышленника так и не удалось найти.

Преодолеть травму, по его словам, ему помог пример таких людей, как Бад Уэлч. Его 23-летняя дочь Джули Мари оказалась среди 167 человек, погибших при взрыве федерального здания в Оклахома-Сити в 1995 году.

Поначалу Уэлч, переживая гибель дочери, испытывал сильнейший гнев и поддерживал смертную казнь, однако позже начал выступать за ее отмену.

Кадзама убежден, что смертная казнь на самом деле не помогает семьям жертв справиться с утратой. По его мнению, таким семьям необходима иная форма поддержки, в том числе финансовая.

«Больше всех страдает именно семья жертвы. Но общество часто неправильно понимает меня и думает, что раз я сам стал жертвой, значит, я хочу отомстить. Это какое-то безумное мышление», — говорит он.

По словам Кадзамы, именно такое отношение и подпитывает поддержку смертной казни в обществе.

Человек, идущий навстречу смерти

Наиболее значимым признанием работы Кадзамы стало решение Верховного суда США в 2005 году. Тогда его фотографии были использованы в качестве доказательств в прецедентном деле Roper v. Simmons, в котором суд признал неконституционным применение смертной казни в отношении лиц, не достигших 18 лет на момент совершения преступления.

«Я рад, что эти фотографии оказали положительное влияние», — говорит Кадзама.

«Мне еще очень многое предстоит сделать, — добавляет фотограф. — Это лишь один шаг. В тот момент я почувствовал некоторое облегчение. Но я не считаю это победой».

Общение с тюремными надзирателями помогло Кадзаме понять, что работа с приговоренными к смерти заключенными тяжело отражается и на самих сотрудниках тюрем.

Во время своего первого визита в тюрьму в штате Алабама он стал свидетелем подготовки к казни.

«Когда я вошел в камеру для приведения приговора в исполнение, я почувствовал запах горящей человеческой плоти», — рассказал он Би-би-си.

Рядом с камерой казни находится помещение, где заключенные ждут исполнения приговора. По словам Кадзамы, он навсегда запомнил выражение лица заключенного, которого встретил там.

«Надзиратели сказали, что это человек, уже идущий навстречу смерти».

Они также рассказывали ему о тяжелой и неприятной обязанности — собирать обугленные останки казненного после приведения приговора в исполнение.

После первого визита Кадзама продолжил фотографировать приговоренных к смерти в других тюрьмах. Он говорит, что представители тюремных администраций часто повторяли ему одно и то же.

«Тоси, пожалуйста, расскажи об этом всему миру, чтобы нам больше не приходилось убивать людей», — передает их слова фотограф.

В американских тюрьмах электрический стул имеет две или три кнопки запуска — так, чтобы ни один из «палачей» не чувствовал личной ответственности за смерть заключенного.

В Японии смертная казнь осуществляется через повешение. В тюрьмах установлены три переключателя, открывающие люк под ногами осужденного, однако работает только один из них — и надзиратели не знают, какой именно приведет механизм в действие, говорит Кадзама.

По данным Amnesty International, в 2024 году в мире было приведено в исполнение 1 518 смертных приговоров. На Иран, Ирак и Саудовскую Аравию в совокупности пришлось 1 380 казней, на Соединенные Штаты — 25.

В международной организации по правам человека Amnesty International подчеркивают, что эти цифры не учитывают тысячи людей, которые, как предполагается, были казнены в Китае, поскольку власти этой страны не публикуют официальные данные о количестве казней, ежегодно приводимых в исполнение.

Следующая борьба

Тоси Кадзама рассказал о заключенной по имени Криста Пайк. В 1995 году, когда ей было 18 лет, она была признана виновной в жестоком убийстве 19-летней девушки — Коллин Слеммер.

Власти штата Теннесси назначили датой ее казни 30 сентября 2026 года.

Если приговор будет приведен в исполнение, это станет первой казнью женщины в этом штате более чем за 200 лет.

По словам Кадзамы, при первой встрече она произвела на него совершенно иное впечатление.

«Она была очень милой девушкой. Я не мог поверить, что она способна на такое. Но она сама говорит, что сделала это», — рассказывает он.

При этом Пайк не проявляет раскаяния, добавляет Кадзама.

Кадзама не общался с ней уже много лет, однако известие о назначенной дате казни заставило его вновь глубоко задуматься о ее судьбе.

Он говорит, что хотел бы попытаться добиться отсрочки приведения приговора в исполнение:

«Мне нужно поговорить с ее нынешним адвокатом, чтобы понять, какой путь сейчас самый правильный, чтобы спасти ее от казни».

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC