Это перевод материала корреспондента Би-би-си по вопросам безопасности Фрэнка Гарднера, опубликованного на сайте BBC News.
Прошел год с тех пор, как вице-президент США Джей Ди Вэнс выступил с сенсационной речью на Мюнхенской конференции по безопасности (Munich Security Conference, MSC), в которой подверг резкой критике Европу за ее политику в области миграции и свободы слова и заявил, что самая большая угроза для континента исходит изнутри.
Аудитория была явно ошеломлена. С тех пор администрация Трампа перевернула мировой порядок с ног на голову.
И союзники, и враги подверглись карательным пошлинам, произошел чрезвычайно дерзкий рейд на Венесуэлу, Вашингтон непоследовательно стремился к миру в Украине на условиях, выгодных Москве, и выдвигал странное требование о том, чтобы Канада «стала 51-м штатом США».
Нынешняя конференция, которая начинается в конце этой недели, снова будет иметь решающее значение. Делегацию США возглавляет госсекретарь и советник по национальной безопасности Марко Рубио, на встречу приглашено более 50 мировых лидеров. Конференция пройдет на фоне все более шаткого положения с безопасностью Европы.
В последней Стратегии национальной безопасности США, опубликованной в конце прошлого года, содержится призыв к Европе «стоять на собственных ногах» и взять на себя «основную ответственность за собственную оборону», что усиливает опасения по поводу растущего нежелания США поддерживать европейскую оборону.
Но именно кризис вокруг Гренландии действительно подорвал основы всего трансатлантического альянса между США и Европой. Дональд Трамп неоднократно заявлял, что ему «необходимо завладеть» Гренландией ради безопасности США и всего мира, и некоторое время он не исключал применения силы.
Гренландия — самоуправляемая территория, принадлежащая Королевству Дания, поэтому неудивительно, что датский премьер заявил, что враждебный военный захват со стороны США положит конец Североатлантическому альянсу, который на протяжении последних 77 лет обеспечивал безопасность Европы.
Кризис в Гренландии пока предотвращен — Белый дом отвлекся на другие приоритетные задачи, но остался неудобный вопрос, висящий над Мюнхенской конференцией по безопасности: повреждены ли связи между Европой и США в сфере безопасности безвозвратно?
Они изменились, в этом нет сомнений, но они не распались.
Сэр Алекс Янгер, возглавлявший британскую секретную разведывательную службу MI6 с 2014 по 2020 год, заявил Би-би-си, что трансатлантический альянс не вернется к прежнему состоянию, но он не разрушен.
«Мы по-прежнему получаем огромную выгоду от наших отношений в сфере безопасности, военной и разведывательной деятельности с Америкой», — говорит он. Он также считает, как и многие другие, что президент Трамп был прав, возложив на Европу большую часть ответственности за собственную оборону.
«У вас есть континент с населением 500 миллионов человек [Европа], и вы просите континент с населением 300 миллионов человек [США] справиться с континентом с населением 140 миллионов человек [Россия]. Это неправильный подход. Поэтому я считаю, что Европа должна взять на себя больше ответственности за свою собственную оборону», — сказал Янгер.
Этот дисбаланс, при котором американские налогоплательщики фактически субсидировали оборонные нужды Европы на протяжении десятилетий, лежит в основе большей части недовольства администрации Трампа Европой.
Но разногласия в трансатлантическом альянсе выходят далеко за рамки численности войск и раздражения по поводу тех стран НАТО, таких как Испания, которые не выполняют даже минимальное требование о выделении 2% ВВП на оборону (Россия в настоящее время тратит на оборону более 7%, а Британия — чуть менее 2,5%).
В вопросах торговли, миграции и свободы слова команда Трампа имеет резкие разногласия с Европой. Между тем демократически избранные европейские правительства встревожены отношениями президента Трампа с Владимиром Путиным и его склонностью обвинять Украину во вторжении России.
Организаторы Мюнхенской конференции по безопасности опубликовали перед мероприятием доклад, в котором Тобиас Бунде, директор по исследованиям и политике MSC, говорит, что в настоящее время произошел фундаментальный разрыв со стратегией США после Второй мировой войны.
По его мнению, эта стратегия в целом основывалась на трех принципах: вере в преимущества многосторонних институтов, экономической интеграции и убеждении, что демократия и права человека — это не просто ценности, а стратегические активы.
«При администрации Трампа, — говорит Бунде, — все три этих принципа были ослаблены или открыто поставлены под сомнение».
Подписывайтесь на наши соцсети и рассылку
«Тревожный сигнал для Европы»
Многие идеи Белого дома Трампа можно найти в Стратегии национальной безопасности США.
Вашингтонский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) описывает этот документ как «реальный, болезненный, шокирующий тревожный сигнал для Европы» и «момент глубокого расхождения между представлением Европы о себе и видением Трампа относительно Европы».
Стратегия определяет в качестве приоритета новую политику поддержки групп, враждебных тем самым европейским правительствам, которые должны быть союзниками Вашингтона. Она пропагандирует «культивирование сопротивления текущему курсу Европы в европейских странах» и заявляет, что миграционная политика Европы создает риск «стирания цивилизации».
Однако в документе утверждается, что «Европа остается стратегически и культурно важной для Соединенных Штатов».
«Большинство европейцев, по всей вероятности, отреагирует на эту стратегию так же, как и на выступление вице-президента Вэнса в Мюнхене в феврале 2025 года», — отмечает CSIS.
«В настоящее время мы наблюдаем рост числа политических деятелей, которые не обещают реформ или восстановления, — говорит Софи Айзентраут, глава исследовательского отдела Мюнхенской конференции по безопасности. — Но которые очень четко заявляют о своем желании разрушить существующие институты, мы называем их разрушителями».
«Нарвский тест»
Но главный вопрос заключается в том, действует ли еще Пятая статья?
Пятая статья Устава НАТО гласит, что нападение на одну страну считается нападением на всех. С 1949 года и до недавнего времени считалось само собой разумеющимся, что в случае вторжения Советского Союза, а позднее России, в государство НАТО, такое как Литва, на помощь ему придет весь альянс при поддержке военной мощи США.
Хотя представители НАТО настаивают на том, что статья 5 по-прежнему действует, непредсказуемость Трампа в сочетании с презрением его администрации к Европе неизбежно ставит ее под сомнение.
Это то, что я называю «нарвским тестом». Нарва — это город в Эстонии с преимущественно русскоязычным населением, расположенный на реке Нарва, прямо на границе с Россией. Если гипотетически Россия решит захватить его под предлогом, скажем, «помощи своим соотечественникам», то придет ли администрация США на помощь Эстонии?
Тот же вопрос в равной степени применим к будущему, пока гипотетическому, шагу России в отношении Сувалкского коридора, отделяющего Беларусь от Калининграда. Или, если уж на то пошло, к находящемуся под управлением Норвегии арктическому архипелагу Шпицберген, где у России уже есть колония в Баренцбурге.
Учитывая недавние территориальные амбиции президента Трампа по захвату Гренландии у союзника по НАТО Дании, никто не может с уверенностью предсказать, как отреагирует президент Трамп. В то время, когда Россия ведет полномасштабную войну против европейской страны — Украины, это может привести к опасным просчетам.
Мюнхенская конференция по безопасности на этой неделе должна дать некоторые ответы на вопрос о том, куда движется трансатлантический альянс. Просто они могут оказаться не тем, что хочет услышать Европа.

