Президент США Дональд Трамп в среду принимает в Белом доме премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на фоне продолжающегося роста напряженности на Ближнем Востоке и активизации переговоров по ограничению ядерной программы Ирана.
Ожидается, что Нетаньяху будет настаивать на том, чтобы Трамп добивался соглашения, которое не только остановит обогащение урана Ираном, но и ограничит его программу баллистических ракет и поддержку прокси-группировок, таких как ХАМАС и «Хезболла».
«Я представлю президенту наше видение принципов этих переговоров», — заявил он перед вылетом в США.
Иран дал понять, что готов ограничить свою ядерную программу в обмен на смягчение санкций, однако отверг другие требования.
Накануне встречи в Белом доме президент Ирана Масуд Пезешкиан предупредил, что его страна «не уступит их чрезмерным требованиям».
Визит Нетаньяху в среду станет уже шестой поездкой в США с момента возвращения Трампа в должность — больше, чем у любого другого мирового лидера.
Близкий союзник Трампа, Нетаньяху давно утверждает, что Иран представляет экзистенциальную угрозу безопасности Израиля, и добивается от США ограничения влияния Тегерана в регионе.
«Премьер-министр считает, что любые переговоры должны включать ограничение баллистических ракет и прекращение поддержки иранской оси», — говорится в заявлении канцелярии Нетаньяху перед его поездкой.
По прибытии в Вашингтон во вторник Нетаньяху встретился со специальным посланником Трампа Стивом Уиткоффом и его зятем Джаредом Кушнером. По данным канцелярии премьер-министра, они «проинформировали его о первом раунде переговоров с Ираном, состоявшемся в прошлую пятницу».
Визит Нетаньяху проходит на фоне наращивания США военного присутствия на Ближнем Востоке. Трамп предупредил Тегеран о возможных ударах, если тот не достигнет соглашения по своей ядерной программе и не прекратит подавление протестов, в ходе которых были убиты тысячи людей.
Во вторник президент заявил, что «размышляет» о том, чтобы направить в регион вторую ударную авианосную группу.
Авианосная ударная группа USS Abraham Lincoln была направлена в регион в прошлом месяце после того, как Трамп пригрозил нанести удары по Ирану, чтобы остановить правительственные репрессии против массовых протестов.
«Туда направляется армада, и возможно, еще одна будет отправлена», — сказал Трамп в интервью Axios. Он добавил, что Иран «очень хочет заключить сделку», и отметил, что дипломатическое решение остается возможным.
В интервью Fox Business Трамп заявил, что хорошая сделка будет означать «никакого ядерного оружия и никаких ракет».
Выступая в среду на митинге в Тегеране по случаю 47-й годовщины Исламской революции в Иране, Масуд Пезешкиан заявил: «Наш Иран не уступит перед лицом агрессии, но мы со всей решимостью продолжаем диалог с соседними странами ради установления мира и спокойствия в регионе».
Президент Ирана также вновь подчеркнул, что его страна «не стремится к приобретению ядерного оружия».
«Мы неоднократно заявляли об этом и готовы к любой проверке», — добавил он.
Израильские официальные лица заявили, что страна оставляет за собой право прибегнуть к военным действиям против Ирана, если тот не достигнет ядерного соглашения с США.
По словам экспертов, Нетаньяху находится под давлением крайне правых союзников в своем правительстве, которые требуют использовать его связи с Трампом для продвижения широкого соглашения между США и Ираном, отвечающего требованиям безопасности израильского правительства.
«Израиль обеспокоен тем, что, в спешке заключив сделку с Ираном, президент США может поддержать соглашение, которое не затронет иранскую ракетную программу или поддержку прокси-группировок, либо позволит сохранить элементы его ядерной программы», — заявил Дэниел Байман, профессор Школы дипломатической службы Джорджтаунского университета.
«Одно из опасений Израиля и других союзников по поводу США при Трампе заключается в том, что он хочет сделку больше, чем конкретного результата», — добавил Байман.
Аналитики отмечают, что руководство Ирана сейчас находится в более слабой позиции после массовых протестов и ударов ВВС Израиля и США по иранским ядерным и военным объектам в прошлом году.
«Сегодня иранский режим действительно уязвим», — считает Мохаммед Хафез, профессор Военно-морской аспирантской школы и эксперт по ближневосточной политике. — США и Израиль считают, что у них на руках все козыри, Иран находится в обороне, и они могут выдвигать максималистские требования».
Трамп вывел США из ядерной сделки с Ираном, заключенной при администрации Обамы, во время своего первого президентского срока и восстановил санкции, которые серьезно подорвали иранскую экономику. В прошлом году его администрация возобновила переговоры с целью заключения нового соглашения до начала войны между Израилем и Ираном.
Несмотря на ужесточение риторики в последние недели, Трамп, возможно, все же захочет избежать прямого военного конфликта с Ираном, если странам не удастся заключить ядерную сделку, заявили бывшие американские чиновники.
«Я не думаю, что Трамп хочет крупной военной конфронтации с Ираном в предвыборный год, — сказал Джеймс Джеффри, бывший посол США в Ираке и Турции. — И я думаю, иранцы это знают».
Визит также проходит на фоне усиления давления администрации Трампа на Израиль и ХАМАС с целью выполнения следующего этапа соглашения о прекращении огня в Газе.
Представитель Белого дома заявил, что у Израиля «не было лучшего друга в своей истории, чем президент Трамп».
«Мы продолжаем тесно сотрудничать с нашим союзником Израилем для реализации исторического мирного соглашения президента Трампа по Газе и укрепления региональной безопасности на Ближнем Востоке», — заявила пресс-секретарь Анна Келли.
Израиль и ХАМАС договорились о прекращении огня в октябре прошлого года, положив конец двухлетней войне, начавшейся 7 октября 2023 года с нападения ХАМАС на территории Израиля. В результате нападения погибло около 1200 человек, 251 человек был взят в заложники. По данным Министерства здравоохранения Газы, контролируемого ХАМАС, в результате ответной военной кампании Израиля погибло более 71 000 человек.
С момента вступления в силу первого этапа соглашения Израиль и ХАМАС обвиняют друг друга в частых нарушениях режима прекращения огня.
Стороны не добились значительного прогресса во втором этапе соглашения о прекращении огня, который предусматривает разоружение ХАМАС, полный вывод израильских вооруженных сил из Газы и восстановление прибрежной территории.

