Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ, назначив проведение референдума по поправкам в Конституцию на 15 марта. Среди ключевых изменений — переход из двухпалатного парламента на однопалатную модель и закрепление главенства Конституции над международными договорами. Несмотря на сообщения в СМИ, статус русского языка не меняется и остается неофициальным.
Токаев назначил дату проведения референдума вечером 11 февраля, заслушав в тот же день итоги работы Конституционной комиссии и получив итоговую версию поправок.
Ранее сообщалось, что текст новой Конституции Казахстана переписан более чем на 80% — поправки затронут 77 статей.
Токаев днем ранее отмечал, что принятие поправок придаст «мощный импульс развитию Казахстана и будет содействовать реализации потенциала каждого гражданина».
«Панорамный взгляд на политические реформы последних лет позволяет убедиться в том, что Казахстан окончательно расстается с суперпрезидентской формой правления и переходит к президентской республике с авторитетным, влиятельным парламентом», — отметил глава государства.
Несмотря на эти заявления, новый проект Конституции, как отмечают юристы и правозащитники, наоборот, расширит президентские полномочия, ослабив другие органы государственной власти. Более того, поправки могут усилить контроль над гражданами под предлогом защиты национальных интересов Казахстана.
«Еще более авторитарный и суперпрезидентский»
Казахстанское международное бюро по правам человека (КМБПЧ) и Правовой медиа-центр обращались к властям Казахстана с предложениями и критикой предлагаемых поправок.
Главный эксперт-консультант КМБПЧ Евгений Жовтис рассказал Би-би-си, что проект новой Конституции, наоборот, носит более «авторитарный и суперпрезидентский» характер.
«Сейчас при назначении председателя Конституционного суда нужно согласие парламента, а президент только представляет кандидатов. В проекте новой Конституции по этой и целому ряду должностей нет необходимости получения согласия парламента, то есть назначение осуществляет президент. А там, где требуется согласие парламента, например, на пост премьер-министра или судьи Конституционного суда, если депутаты не дадут два раза согласие, то президент будет иметь право распустить парламент», — отметил юрист.
Более того, поправки реформируют структуру парламента из двухпалатного в однопалатный и значительно уменьшают полномочия депутатов. Также предлагается изменить название парламента на Курултай.
Согласно предлагаемым реформам, парламент Казахстана лишается права снимать неприкосновенность с генерального прокурора, председателя Верховного суда и уполномоченного по правам человека. Кроме того, в новой редакции Конституции отсутствует упоминание о том, что депутаты парламента утверждают республиканский бюджет, вносят в него изменения и дополнения.
«Честно сказать, к этому проекту Конституции большое количество вопросов. По моему мнению, она хуже [нынешней редакции]. Путем использования политических технологий решили таким образом, усилить президентскую власть, засунуть разные идеологемы вроде «закона и порядка». Проект новой редакции Конституции принимается этой властью именно для этой власти. Пройдет время, Конституцию будут снова менять. У меня в этом смысле никаких сомнений нет», — утверждает эксперт-консультант КМБПЧ.
Ослабление свободы слова
Глава конституционной комиссии Эльвира Азимова во время встречи с президентом 11 февраля доложила ему, что текст новой Конституции был подготовлен на основе «инициативных предложений граждан и экспертного сообщества».
Однако ранее неоднократно сообщалось, что правозащитники и юристы просили привлечь их к разработке поправок и критиковали вводимые изменения в главный закон страны.
Так, Правовой медиа-центр отмечал, что новая 23 статья в проекте Конституции содержит расплывчатые формулировки, которые могут усилить давление на средства массовой информации и ограничить свободу слова.
«Предлагаемые изменения могут быть использованы для ограничения критики публичных должностных лиц, тогда как современное конституционное развитие, напротив, требует закрепления принципа общественного интереса и права общества знать значимую информацию», — отметили правозащитники.
Главенство Конституции над международными договорами
3 февраля на очередном заседании конституционной комиссии было заявлено, что новая Конституция будет обладать высшей юридической силой над международными договорами.
«В условиях нарастающей турбулентности международных отношений, принятие и исполнение международных обязательств должно сопровождаться конституционной оценкой с точки зрения суверенитета и основ конституционного строя Казахстана», — заявил депутат Мажилиса (нижней палаты парламента) Мурат Абенов.
Он добавил, что социальные гарантии будут применяться только к иностранцам, чьи страны гарантируют такую же социальную помощь казахстанцам.
Эксперт-консультант КМБПЧ Евгений Жовтис в интервью Би-би-си объяснил, что таким образом международное право перестанет быть приоритетным по отношению к законодательству Казахстана.
Статус русского языка
Ранее в СМИ появились сообщения, что новый проект Конституции якобы «понижает» статус русского языка в Казахстане.
Как отмечает юрист Евгений Жовтис, поправки не меняют статус русского языка, а лишь изменяется формулировка.
Сейчас в статье 7 Конституции указано, что в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. В проекте новой Конституции слово «наравне» заменено на «наряду».
«Когда применяется слово «наравне» или «наряду», то это такая щадящая формулировка, то есть русский язык должен применяться в государственных органах, например, когда человек обращается в госучреждение на русском языке, то он имеет право получить ответ на русском. Здесь мало что поменялось с точки зрения статуса. То есть русский язык как не был официальным, так он не официальным не остается», — объяснил юрист.

