Это выпуск новостной рассылки Би-би-си «Контекст» от 11 февраля 2026 года. Если вы хотите с понедельника по пятницу получать письма от журналистов Русской службы Би-би-си, подпишитесь по этой ссылке.
Привет, с вами Святослав Хоменко, корреспондент Би-би-си на пути в Мюнхен. В пятницу там открывается самый большой в мире форум по вопросам безопасности.
В этот раз Мюнхенскую конференцию называют этапной: она проходит на пике кризиса западного альянса, растерянности Европы и продолжающейся войны в Украине. В этой рассылке мы разберемся, какие главные вопросы поставит перед своими участниками эта конференция и какие ответы на них могут там прозвучать.
«Разрушители» на марше. Чего ждать от американцев?
Каждый год организаторы конференции издают «Мюнхенский отчет», описывающий текущую ситуацию с глобальным миропорядком и вызовами, которые перед ним стоят.
Отчет этого года называется «Under Destruction» («Идет разрушение»), а на его обложке изображен слон — это не только отсылка к идиоме «слон в посудной лавке», но и символ американской Республиканской партии.
Главные «герои» свежего «Мюнхенского отчета» — «разрушители», политические силы и политики, которые отдают предпочтение разрушению перед созиданием, открыто заявляют о желании развалить существующие институты внутри своих стран и на международном уровне, считая их чрезмерно зарегулированными, не способными удовлетворить чаяния простых людей.
«В результате, — пишут авторы отчета, — мы имеем дело с новой атмосферой, в которой те, кто использует в своей деятельности бульдозеры, тараны и бензопилы, воспринимаются с осторожным поощрением, если не с открытым обожанием».
Самый яркий представитель «разрушителей» в сегодняшней мировой политике — это Дональд Трамп, который с изящностью того самого слона с обложки отчета собирается строить новый, лучший мир, но пока что, считают критики, преуспевает разве что в превращении прежнего миропорядка в руины.
Речь ближайшего соратника Трампа, вице-президента США Джей Ди Вэнса стала самым ярким моментом прошлогодней Мюнхенской конференции — и первым признаком того, что мир больше не будет прежним.
В этом году Вэнс должен был приехать в Мюнхен снова, и только за несколько дней до старта конференции американцы поменяли планы и назначили главой своей делегации госсекретаря Марко Рубио — человека, считающегося лидером более взвешенного, менее радикального крыла команды «разрушителей».
Но это вовсе не значит, что в этом году в Мюнхене будет тихо и спокойно. Не будем забывать: конференция будет проходить спустя считанные недели после Давосского форума, главной темой которого стало обострение (пускай и риторическое) вокруг Гренландии.
Да, кульминацией Давоса стало обещание Трампа не захватывать самый большой в мире остров военным путем — по крайней мере, пока. Но, положа руку на сердце, может ли хоть кто-то быть уверен, что в какой-то момент президент США снова не достанет гренландскую карту из рукава и не начнет ее разыгрывать в своем бульдозерном стиле?
А если мы не застрахованы от такого развития событий, то есть ли смысл вообще говорить о Западе как о едином цивилизационном пространстве, объединенном общими ценностями? И сможет ли Европа сформулировать свой ответ на вызовы, поставленные перед ней американскими партнерами, которых чем дальше, тем сложнее назвать партнерами?
Между отрицанием и принятием. Проснется ли Европа?
Состояние самой Европы при этом создатели «Мюнхенского отчета» описывают в категориях не политологии международных отношений, а классической психологии.
США, говорят они, посылают Старому Свету противоречивые сигналы касаемо своего военного присутствия на европейском континенте и подхода к европейской безопасности вообще, колеблясь между уговорами, постановкой условий и прямым принуждением. «Эта неопределенность загнала европейцев в ловушку между отрицанием и принятием», — читаем мы в отчете.
И это все происходит в условиях нарастания российских гибридных атак на европейские страны и появления в СМИ пугающих донесений разведок о том, что Россия будет способна начать новую «полноценную» войну против кого-то из европейских соседей буквально через полгода после начала гипотетического перемирия в Украине.
До последнего времени политика европейцев в основном сводилась к умиротворению Дональда Трампа в расчете на то, что как-то оно все само наладится. Однако недавний кризис вокруг Гренландии протрезвил даже самых неисправимых оптимистов.
«Правительства в Европе и в других частях мира постепенно осознают, что надежда — это не стратегия», — пишут авторы «Мюнхенского отчета».
Нынешняя конференция должна стать местом, где Европа попробует сформулировать ответ на вопрос, что именно, если не надежда, должно стать краеугольным камнем новой стратегии безопасности континента. Ведь если эта стратегия не будет сформулирована, у Старого Света будут все шансы оказаться под колесами бульдозера, которым рулит Дональд Трамп.
Воссоздание геополитической автономности, наращивание оборонных способностей, готовность принять Украину в качестве элемента новой системы безопасности на континенте — каждый из этих шагов чреват масштабными финансовыми расходами и политическими рисками. И, возможно, Мюнхен покажет, насколько Европа готова реализовать эти задачи и взять на себя ответственность за собственную судьбу.
День сурка-2. На что рассчитывает Украина?
Украина везет в Мюнхен представительную делегацию во главе с Владимиром Зеленским. Пару недель назад в Давосе украинский президент разразился резким спичем, в котором раскритиковал Европу за нерешительность, медлительность и пассивность.
Речь Зеленского понравилась не всем, однако сложно критиковать его отчаянный тон в ситуации продолжающейся войны, разрушительных ударов по украинской энергетике и сомнительной перспективности мирных переговоров в Абу-Даби.
В Давосе Зеленский сравнивал позицию европейцев по отношению к Украине с сюжетом фильма «День сурка». Даже самые правильные слова осуждения агрессора и поддержки жертвы агрессии, если они повторяются регулярно, но не имеют никакого результата на практике, в какой-то момент начинают разочаровывать и раздражать.
От Мюнхена Украина ждет не второй части «Дня сурка», а радикальной смены риторики ее партнеров — конкретных схем ее поддержки, готовности вернуться к рассмотрению вопроса о конфискации российских замороженных активов, обретения Киевом членства в ЕС.
Изменение позиции Европы тем более важно для Украины в условиях нарастающего давления на Киев со стороны Вашингтона. Совсем недавно источники Financial Times сообщили, что в годовщину начала большой войны 24 февраля Владимир Зеленский собирается объявить о проведении в Украине президентских выборов и некоего референдума — следует понимать, подразумевающего территориальные уступки.
Новость обескуражила многих наблюдателей: условий для проведения выборов в Украине как не было, так и нет, украинское общество, согласно опросам, как выступало против выборов во время войны, так и и выступает. Офис президента Украины немедленно отверг сообщения о том, что выборы в стране могут пройти в ближайшее время.
Вывод из этой ситуации довольно прост. Понятно, что американская администрация будет пытаться любой ценой (для Украины) закончить войну любым соглашением как можно скорее, желательно до начала лета. Так же понятно, что Вашингтон будет продолжать давить на Киев возможностью отказа от якобы уже согласованных на двустороннем уровне гарантий безопасности.
Но непонятно, останется ли Зеленский один на пути у слона-разрушителя с обложки «Мюнхенского отчета» или сможет рассчитывать на поддержку партнеров из, кажется, наконец просыпающейся Европы.
- Мюнхенская конференция по безопасности: мировой порядок Трампа навис над Европой в канун ключевой встречи
- FT сообщила, что США требуют от Украины провести выборы и референдум к маю. В офисе Зеленского призвали сначала обеспечить безопасность
- США и Россия договорились возобновить регулярные военные контакты. Почему это важно

