Site icon SOVA

В Бангладеш на первых после масштабных протестов парламентских выборах победила Националистическая партия

85dc41a0 08c5 11f1 b5e2 dd58fc65f0f6.png Новости BBC бангладеш

Националистическая партия Бангладеш (НПБ) одержала решительную победу на выборах, получив две трети мест в Национальной ассамблее — однопалатном парламенте.

Голоса еще подсчитываются, согласно последним официальным данным, НПБ и ее союзники получают 212 мест. Ее главный соперник, Исламский союз союз («Джамаат-и-Ислами») вместе с союзниками получает 77 мест. Чтобы выиграть выборы, достаточно получить в парламенте 151 место из 300.

Точное количество мест еще может измениться, но НПБ уже получает поздравления. Предполагаемого будущего премьер-министра Тарика Рахмана уже поздравили США и Индия — при том, что отношения Бангладеш с Индией несколько испортились после свержения предыдущего правительства летом 2024 года в результате массовых протестов. Возглавлявшая правительство больше 15 лет Шейх Хасина, лидер предыдущей правящей партии, левоцентристской «Авами Лиг», бежала в Индию. В ноябре 2025 года 78-летнюю Шейх Хасину заочно приговорили на родине к смертной казни за кровавое подавление тех протестов. Бывшая правящая партия с мая прошлого года запрещена и в выборах не участвовала.

Посольство Китая в Бангладеш поздравило страну в фейсбуке с «гладкими и успешными» выборами, а НПБ с выходом в лидеры. И отметило, что рассчитывает на совместную работу с новым правительством и «написание новых глав в отношениях Китая и Бангладеш». С тех пор, как в августе 2024 года в Бангладеш пришло к власти временное правительство, Пекин стал укреплять связи с Даккой и увеличил инвестиции до 800 млн долларов. Обе страны также расширили сотрудничество в оборонной и медицинской сферах.

НПБ уже поблагодарила избирателей за их голосование, но призвала воздержаться от публичных празднований и шествий, а вместо этого устроить день молитв о мире, стабильности и ориентирах в будущем.

Кто такие НПБ и что они обещают?

За 300 мест в парламенте на этих выборах боролись рекордное количество кандидатов и партий: более 2000 человек и около полусотни партий.

Основная борьба шла между двумя коалициями во главе с бывшими союзниками, Националистической партией Бангладеш (НПБ) и Исламским союзом («Джамаат-и-Ислами») во главе с однофамильцами Тариком Рахманом и Шафикуром Рахманом.

Тарику Рахману, который, вероятно, станет премьером, 60 лет. Его нельзя назвать «человеком с улицы», пришедшим к власти на волне протестов: он принадлежит к влиятельной в Бангладеш семье Зиа. Его родители когда-то занимали руководящие государственные должности. Отец, Зиаур Рахман, был ведущей фигурой в борьбе страны за независимость, с 1977 по 1981 занимал пост президента, а потом был убит в результате военного переворота в 1981 году. Именно он основал Националистическую партию Бангладеш.

Мать Тарика, Халеда Зиа, была первой женщиной-премьером Бангладеш. Она занимала эту должность в 1991-1996 и 2001-2006 годах и была лидером партии.

На протяжении более чем десяти лет партия находится в оппозиции. В конце 2013 — начале 2014 года НПБ стала инициатором бойкота парламентских выборов. Партия призывала к транспортной блокаде, которая, по их задумке, должна была заставить правительство провести новые выборы.

Противостояние оппозиции и правительства доходило до насилия: активисты оппозиции поджигали автобусы, автомобили и грузовики по всей стране, а полиция отвечала огнем и слезоточивым газом. В ходе этих конфликтов были погибшие и раненые.

В последние годы Халеда Зиа находилась под домашним арестом по обвинению в коррупции и вышла из-под него только после свержения Хасины.

В коррупции был обвинен и Тарик Рахман, к тому времени занимавший высокую должность в партии своих родителей. Оппоненты обвиняли его в непотизме и использовании власти для личных выгод. В 2007 году он был арестован и провел 18 месяцев в тюрьме, а после освобождения уехал в Лондон: по неофициальной информации, ему разрешили покинуть Бангладеш в обмен на обещание уйти из политики.

Рахман вернулся в страну только 25 декабря 2025 года. Пять дней спустя его мать скончалась, а 9 января Тарик Рахман официально стал лидером НПБ.

В начале 2026 года партия опубликовала манифест, в котором пообещала к 2034 году превратить Бангладеш в страну с объемом экономики в один триллион долларов. Добиться этого она собирается за счет привлечения иностранных инвестиций, поддержки малого и среднего бизнеса, а также стартапов.

Лидеры НПБ говорили о повышении квалификации работников, расширении экспорта за пределы текстильной продукции, а также об улучшении дорог, портов и транспортной инфраструктуры, что должно существенно упростить логистику.

Поддержку обещают также фермерам и малоимущим семьям. Манифест предусматривает введение «фермерских карт» и обеспечение справедливых цен на сельхозпродукцию: фермерам будут представлять субсидии, упрощенные кредиты, страховку и даже маркетинговую поддержку. А малообеспеченные семьи получат «семейные карты», по которым им будут предоставлять денежную помощь или товары первой необходимости для покрытия повседневных расходов.

НПБ собирается провести масштабные реформы госуправления и обещает бороться с коррупцией, укреплять судебную систему и изменить принципы работы государственной службы и полиции.

Как прошли выборы?

Как передают мировые информационные агентства, день голосования в целом прошел относительно спокойно. Пресса публиковала фото и видео длинных очередей к избирательным участкам.

Тем не менее, не обошлось без инцидентов. В прибрежном городе Хулна в драке возле избирательного участка был убит местный лидер НПБ, а в центральном регионе Гопалгандж возле участка взорвалась самодельная бомба, в результате чего были ранены три человека, включая 13-летнюю девочку. В ходе предвыборной кампании, как передает агентство AFP со ссылкой на полицию Бангладеш, были убиты пять человек и ранены более 600.

Агентство Reuters передает со ссылкой на избирательную комиссию Бангладеш, что в день выборов участки охраняли около 958 тысяч полицейских, военных и членов военизированных организаций.

Глава центризбиркома Насир Уддин в день выборов сказал, что бенгальский сегмент соцсетей перед выборами наводнила дезинформация, в том числе созданная при помощи искусственного интеллекта. Он заявил, что этот поток дезинформации шел из-за границы. Вбросы дезинформации отмечали также фактчекеры BBC Verify.

«Джамаат-и-Ислами» сомневается в объективности подсчета голосов: представители партии говорят о повторяющихся несоответствиях и «фальсификациях в неофициальных объявлениях результатов». Ожидается, что сегодня партия обратится к населению после вечерней молитвы.

Нынешний результат на выборах — самый высокий за время существования партии «Джамаат-и-Ислами» в Бангладеш, стране, где 90% из 175-миллионного населения составляют мусульмане. Ей неоднократно запрещалось участвовать в выборах, а незадолго до свержения премьер-министр Хасина полностью запретила партию под предлогом борьбы с терроризмом. Запрет был снят временным правительством.

Одновременно с выборами граждане голосовали на референдуме за политические реформы, которые должны предотвратить возврат к авторитарной системе.

Эти реформы включают, в частности, ограничение в два срока для премьер-министра, укрепление независимости судебной системы, назначение нейтрального временного правительства на период выборов и создание верхней палаты парламента.

После восстания страны временное правительство Бангладеш возглавил лауреат Нобелевской премии мира Мухаммад Юнус, который до того жил в Париже. Именно он продвигал эти политические реформы, за которые сейчас голосовали на референдуме его сограждане.

«С сегодняшнего дня у нас есть возможность с каждым нашим новым шагом строить новый Бангладеш. Это праздник, день радости, день свободы, конец нашим кошмарам. Я поздравляю вас всех», — сказал Юнус в день выборов.

Что говорят избиратели?

Би-би-си пообщалась с молодыми бангладешцами, участвовавшими в выборах. С учетом того, что Шейх Хасина находилась у власти 15 лет, некоторые считают, что это был первый реальный шанс проголосовать за людей моложе 33 лет.

Таусиф Рахман Хан был участником студенческого восстания. Сейчас ему 25 лет, и он голосовал впервые.

«Раньше не было смысла голосовать, это была однопартийная система», — говорит Таусиф.

Он добавляет, что когда вошел в избирательную кабинку, у него была одна мысль: «У меня больше прав, чем раньше… Я надеюсь на большие перемены».

«Вы знаете ту поговорку, что богатые становятся богаче, а бедные — беднее. Мне казалось, что Хасина продвигала именно этот принцип, а вопросы равенства важны независимо от того, где ты находишься», — считает 21-летняя Хафса Ясмин.

Сазия Махмуд, которая живет в Дакке, столице Бангладеш, описывает политическую ситуацию за последний год как «американские горки». По ее мнению, временное правительство могло бы «сделать немного больше». Сейчас она надеется, что в результате нынешних выборов в стране будет спокойнее.

«Люди не хотят грязной политики, они просто хотят немного мира», — говорит она.

Exit mobile version