russian 76.png 76 Новости BBC IT-сектор

Культура «996». Почему в ИТ-секторе многие работают по 70 часов в неделю и хорошо ли это?

0

Сайт по набору персонала выглядит броско: фотографии счастливых молодых сотрудников, бодрые слоганы — «безумная скорость», «бесконечное любопытство», «одержимость клиентом». Работникам обещают множество бонусов: конкурентную зарплату, бесплатное питание, абонемент в спортзал, бесплатное медицинское и стоматологическое обслуживание. Но за всем этим кроется подвох.

Это перевод материала корреспондента Би-би-си. Оригинал на английском языке можно прочитать здесь.

В каждом объявлении о вакансии есть предупреждение: «Пожалуйста, не откликайтесь, если вас не вдохновляет… очная работа примерно по 70 часов в неделю вместе с одними из самых амбициозных людей в Нью-Йорке».

Этот сайт принадлежит нью-йоркской технологической компании Rilla, которая продает ИИ-системы, позволяющие работодателям отслеживать работу торговых представителей, когда те находятся вне офиса и взаимодействуют с клиентами.

Компания наглядно демонстрирует пример рабочей культуры, известной как «996». Иногда ее называют культурой суеты (hustle culture) или грайндкором. Она подразумевает интенсивный график работы: с девяти утра до девяти вечера, шесть дней в неделю (отсюда и 996), то есть в сумме 72 часа.

Уилл Гао, директор по росту компании Rilla, уверяет, что 120 сотрудников компании не считают такой режим изнурительным.

«Мы ищем людей, которые похожи на спортсменов-олимпийцев — с такими качествами, как, знаете, одержимость и безграничные амбиции. Это люди, которые хотят делать невероятные вещи и при этом получать от этого огромное удовольствие», — говорит он.

По его словам, хоть рабочих часов в целом больше, жесткого графика нет.

«Если я такой: «Ух ты, классная идея, надо над ней поработать» — я просто работаю над ней до двух-трех часов ночи, а на следующий следующий день прихожу, скажем, к полудню», — объясняет он.

Такой подход в последние годы популярен в ИТ-секторе — и не без причины. Развитие искусственного интеллекта идет головокружительными темпами, и компании по всему миру сейчас работают на пределе возможностей, пытаясь найти способы его применения и монетизации.

В ИИ-проекты (многие из которых — стартапы), вкладываются огромные деньги. Но каждого амбициозного основателя компании постоянно преследует страх, что кто-то другой успеет первым. Скорость здесь решает все — и работники вынуждены работать и усерднее, и дольше, чтобы как можно скорее достичь результата.

«Лентяи мне не братья»

Культура «996» захватила китайские ИТ-компании около десяти лет назад. Страна в это время стремилась превратиться из «мировой фабрики» дешевых товаров в лидера в сфере передовых технологий.

Идея имела влиятельных сторонников. Среди них — Джек Ма, миллиардер и основатель торгового гиганта Alibaba.com.

«Лично я считаю, что возможность работать по графику 996 — это огромное благословение», — писал он в одном из постов для сотрудников. В другом посте он отмечал, что это касается не только предпринимателей.

«Большинство успешных или амбициозных артистов, ученых, спортсменов, чиновников и политиков работают в формате «996 » или даже больше. Не потому, что у них необычайная выносливость, а потому что они по-настоящему увлечены своим делом», — считал он.

Еще одним энтузиастом такой рабочей культуры был Ричард Лю, основатель ритейл-гиганта JD.com. Он считал, что в стране ухудшается трудовая этика.

«Лентяи мне не братья!» — написал он в скандальном письме сотрудникам в 2019 году.

Такое отношение компаний к сотрудникам вызвало и ответную реакцию, например, волну онлайн-жалоб на нарушение трудового законодательства и неоплачиваемые переработки. К 2021 году хор недовольства стал слишком громким, чтобы власти могли его игнорировать, и это привело к юридическим последствиям для работодателей.

Культура «996» в Китае не исчезла, но ее сторонники в целом стали гораздо тише. А когда бывшая глава по связям с общественностью компании Baidu Цюй Цзин в 2024 году опубликовала в соцсетях серию видео, агрессивно защищающих культуру напряженной работы, это вызвало волну возмущения, в особенности ее фраза «Я вам не мать, меня волнуют только результаты». Позже она извинилась, но в итоге это стоило ей работы.

Поклонники этой культуры есть и в других странах.

В прошлом году Нараяна Мурти, основатель индийского ИТ-гиганта Infosys, в телеинтервью с одобрением говорил о том, как китайцы используют модель «996». По его словам, «ни один человек, ни одно сообщество, ни одна страна никогда не добивались успеха без тяжелого труда».

Золотая лихорадка ИИ

Почему американская ИТ-индустрия переняла этого тренд? Ключевым фактором, по-видимому, стала гонка разработчиков ИИ.

«В основном это ИИ-компании, — объясняет Адриан Киннерсли, который руководит рекрутинговым бизнесом в Европе и Северной Америке. — Те, кто получает финансирование от венчурных капиталистов, стремятся как можно быстрее разработать продукт и вывести его на рынок. Это приводит их к идее о том, что если работать больше часов, то выиграешь гонку».

Одним из таких ИИ-стартапов управляет Магнус Мюллер — молодой предприниматель немецкого происхождения. Он сооснователь компании Browser-Use, разрабатывающей инструменты, помогающие ИИ-приложениям взаимодействовать с веб-браузерами. Он живет в «хакер-хаусе» — так называют общее пространство для жизни и работы, где можно постоянно обмениваться идеями с коллегами. Мюллер считает, что долгие рабочие часы — это просто данность.

«Я думаю, что это сложно, то, что мы пытаемся построить, проблемы, которые мы пытаемся решить — дать ИИ дополнительные способности. Это суперсложно, конкуренция очень большая, и чаще всего результат приходит тогда, когда ты погружаешься в проблему по-настоящему глубоко. Тогда внезапно начинают происходить удивительные вещи», — говорит он.

Сейчас в Browser-Use всего семь сотрудников, но компания набирает новых. Мюллер говорит, что ищет людей с таким же складом и образом мышления, как у него самого. И тот, кто хочет работать по 40 часов в неделю, вряд ли впишется в команду.

«Мы действительно ищем людей, у которых буквально зависимость от того, что они делают, которые любят то, что они делают, — говорит он. — Это как видеоигры, понимаете? Это как зависимость от игр… мы на самом деле не ощущаем это как работу. Мы просто делаем то, что любим».

С этим согласны не все. Диди Дас, партнер венчурного фонда Menlo Ventures, который почти 50 лет инвестирует в технологические компании, считает, что это самая распространенная ошибка молодых предпринимателей — настаивать, чтобы сотрудники работали по графику «996».

«Мне кажется, молодые стартаперы ошибаются, когда считают достаточным и необходимым показателем продуктивности количество отработанных часов само по себе. Именно здесь кроется их заблуждение, — говорит он. — В результате сотрудников вынуждают приходить и имитировать бурную деятельность».

Подобный подход, считает Диди Дас, отталкивает людей семейных и опытных сотрудников постарше, которые могли бы работать гораздо меньше и при этом добиваться лучших результатов, потому что они знают, что делают. А переработки, добавляет он, в долгосрочной перспективе неизбежно приводят к выгоранию.

При этом он признает, что это не распространяется на самих основателей компаний, которые несут все риски и потенциально могут стать очень богатыми в случае успеха.

«Честно говоря, я был бы удивлен, если бы основатель не работал по 70–80 часов в неделю. Я могу сказать по собственному опыту: если я инвестирую в основателя на ранней стадии и он не работает 70–80 часов в неделю, скорее всего, это не самая удачная инвестиция».

Исследователь и автор работ о культуре труда Тамара Майлз считает «культуру суеты» ненадежной, особенно если люди чувствуют, что должны так работать все время. Но она признает, что есть нюансы.

«Многие технологические компании, живущие в культуре „996“, на самом деле этого не скрывают — они это рекламируют. Они практически продают это как знак почета», — говорит она. Но в то же время это не значит, что все, кто соглашается так работать, действительно хотят этого. Свою роль могут играть сложности на рынке труда или желание сохранить рабочую визу. Эти люди могут находиться в зависимом положении, подчеркивает она.

Риски для здоровья

Те, кто постоянно работает до глубокой ночи, могут заплатить за это здоровьем.

В Японии, где в послевоенный период экономической разрухи укоренилась культура тяжелой работы и полной самоотдачи, даже существует особое слово: «кароси». Оно означает смерть от переработки. Чаще всего — в результате инсульта или инфаркта. А родственное ему слово «кародзисацу» означает людей, совершивших самоубийство или попытку самоубийства из-за стресса, вызванного работой.

Японское законодательство признает оба этих явления, и теоретически семьи имеют право на компенсацию по государственной программе, хотя на практике доказать, что смерть произошла именно из-за переработки, бывает сложно.

В целом в докладе, опубликованном в 2021 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Международной организацией труда (МОТ), делается вывод, что работа более 55 часов в неделю привела в 2016 году по всему миру к 745 000 смертей от инсульта и сердечных заболеваний.

В исследовании говорится, что работа по 55 часов в неделю и более увеличивает риск смерти от сердечных заболеваний на 17% по сравнению с рабочей неделей в 35–40 часов, а риск инсульта увеличивается на 35%.

Порог продуктивности

Исследования касаются и продуктивности — в широком смысле это то, сколько человек реально делает за отработанный час.

Исследования показывают, что по мере увеличения количества рабочих часов продуктивность сначала растет, но после достижения определенного порога начинает снижаться из-за накапливающегося физического и умственного истощения. Общепризнано, что оптимальное количество рабочего времени — примерно 40 часов в неделю.

«При пятидневной рабочей неделе продолжительностью около 40 часов работники, как правило, способны достаточно хорошо поддерживать продуктивность, однако при превышении этого порога и переходе к более длительным рабочим часам их производительность постепенно снижается из-за возросшей усталости и ухудшения состояния здоровья», — говорится в одном из исследований.

Иными словами, после достижения этого порога дополнительная отдача от каждого следующего рабочего часа начинает уменьшаться.

Тем не менее у компаний всегда будет соблазн нанимать меньше сотрудников и заставлять их работать дольше. Каждый дополнительный работник обходится дорого: его надо нанять, обучить, если необходимо, и платить ему зарплату.

Однако исследования показывают, что такой подход может иметь обратный эффект. По данным Университета штата Мичиган, продуктивность может падать настолько резко, что «у сотрудника, работающего 70 часов в неделю, объем выполненной работы почти не отличается от сотрудника, работающего 50 часов в неделю».

Идея далеко не нова. Еще сто лет назад Генри Форд сократил рабочие часы на своих автомобильных заводах и ввел 40-часовую пятидневную рабочую неделю, а потом этому примеру последовали и другие крупные промышленники.

100-часовая рабочая неделя

Тем не менее есть те, кто считает, что британским компаниям сегодня стоит взять пример с американского технологического сектора.

Сооснователь и бывший генеральный директор BrewDog Джеймс Уотт опубликовал широко разошедшееся видео, в котором заявил: «Я думаю, что сама концепция баланса между работой и жизнью была придумана людьми, которые ненавидят свою работу. Если ты любишь то, чем занимаешься, тебе не нужен work-life balance — тебе нужна интеграция работы и жизни».

Позднее он сослался на исследование ученых Королевского колледжа Лондона, которое показало, что жители Великобритании относятся к числу тех, кто реже всего считает, что работа всегда должна быть на первом месте. По его словам, это делает Великобританию «одной из наименее ориентированных на работу стран в мире».

В 2022 году документальный фильм Би-би-си рассказал о том, как Уотта обвинили в неподобающем поведении и злоупотреблении властью на рабочем месте. Он извинился перед всеми, кто почувствовал себя некомфортно из-за его поведения, но при этом заявил о «ложных слухах и дезинформации».

Новый генеральный директор BrewDog Джеймс Тейлор в прошлом году заявил, что компания «давно оставила за спиной» прежние скандалы.

Культура «996» знакома и некоторым в Великобритании.

Крупные юридические корпорации предлагают хорошие зарплаты, но рабочий день в такой компании может быть очень длинным. Как показал прошлогодний опрос, проведенный сайтом Legal Cheek, нередко сотрудники таких компаний работают по 12 часов и больше.

Печально известна переработками и сфера инвестиционного банкинга. Это сфера финансовых услуг для крупных компаний, связанная с привлечением капитала, сделками, слиянием и поглощением бизнеса, а также с брокерскими услугами. Как говорят источники в отрасли, работа по 65-70 часов в неделю здесь обычное дело, а в период завершения крупных сделок люди могут работать и по 100 часов.

Работать не дольше, а с умом?

Легально ли это? Британское трудовое законодательство предусматривает, что большинство сотрудников не должны работать в среднем более 48 часов в неделю. Однако работники могут добровольно отказаться от этого ограничения и трудиться дольше. Таким образом, при согласии сотрудника режим «996» допускается.

Бен Уилмотт, руководитель отдела управления в Королевском Институте персонала и развития (это британская ассоциация профессионалов в области управления персоналом) считает ошибочным полагать, что долгие рабочие часы приводят к лучшим результатам.

«Непохоже, чтобы вообще существовала какая-то связь между долгими рабочими часами и продуктивностью, — говорит он. — Есть довольно убедительные доказательства того, что длительная работа повышает риск ухудшения здоровья… в частности, увеличивается вероятность инсульта и сердечных заболеваний. Поэтому, на мой взгляд, акцент должен делаться на том, чтобы работать не дольше, а с умом. Нужно улучшать навыки управления, внедрять технологии и ИИ для повышения продуктивности, а не просто увеличивать рабочее время».

Некоторые общественные активисты считают, что Великобритания могла бы даже выиграть от сокращения рабочего времени и перехода на четырехдневную рабочую неделю.

Они напоминают о результатах пилотного проекта, проведенного в 2022 году. Тогда 61 организация согласилась на шесть месяцев сократить рабочие часы для всех сотрудников, при этом зарплата оставалась прежней. В результате у сотрудников значительно снизился уровень стресса и заболеваемости, компании лучше сохраняли персонал — а продуктивность не упала.

Эксперт по подбору персонала Адриан Киннерсли считает, что нынешний энтузиазм вокруг культуры «996» в основном ограничивается технологическим сектором — и не без оснований.

«Нужно ли работать по 80 часов в неделю — вопрос спорный, но, думаю, в нынешних условиях вам будет сложно конкурировать, придерживаясь расслабленной культуры 35-часовой рабочей недели», — говорит он.

Основатель Browser-Use Магнус Мюллер, напротив, не видит ничего из ряда вон выходящего в том, как он и его коллеги работают в Кремниевой долине.

«Я родом из маленькой деревни на юге Германии, — говорит он. — Фермеры там встают каждый день в пять утра и работают более 12 часов в сутки, семь дней в неделю. И они не берут отпусков — разве что два-три дня, когда могут найти кого-то, кто присмотрит за коровами. Так что я думаю, что есть множество отраслей, где работать гораздо тяжелее, и работать там нужно гораздо серьезнее, и трудностей там больше. По сравнению с ними то, чем занимаемся мы — это, я бы сказал, почти детский сад».

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC