Site icon SOVA

Китай усиливает давлению на Японию. Пойдет ли премьер Такаити на уступки?

7b084720 0b08 11f1 b8d0 21adbc414b0b.jpg Новости BBC Китай-Япония

Это перевод статьи корреспондентки Би-би-си на сайте BBC News. Прочитать оригинал на английском языке вы можете здесь.

В прошлом месяце панд Сяо Сяо и Лэй Лэй, живших в токийском зоопарке Уэно, после трогательных прощаний тысяч посетителей, отправили самолетом в Китай — они стали очередным символом ухудшающихся отношений между Китаем и Японией.

Сяо Сяо и Лэй Лэй вернулись на родину после того, как Пекин объявил о намерении забрать их обратно, впервые за десятилетия оставив Японию без китайских панд.

Заявления премьер-министра Японии Санаэ Такаити, обострившие отношения с Китаем до беспрецедентно низкого уровня за последние годы, вызвали волну давления со стороны Пекина — от военной активности и ограничений на поставки редкоземельных ресурсов до ударов по туризму, концертам и даже «отзыва» панд.

Такаити начинает новый премьерский срок с мощным электоральным мандатом, полученным на недавних досрочных выборах, однако аналитики предупреждают: деэскалации ожидать трудно, а отношения Китая и Японии скоро не восстановятся.

Конфликт начался в ноябре, когда Такаити дала понять, что Япония может задействовать силы самообороны в случае нападения на Тайвань.

Китай считает Тайвань своей территорией и не исключает применения силы для «воссоединения» с ним в будущем. Остров рассматривает США как своего ключевого союзника, а Вашингтон обещал помочь Тайваню защитить себя.

Долгое время существовали опасения, что любое нападение на Тайвань может привести к прямому военному конфликту между США и Китаем, а затем расшириться и охватить других союзников США в регионе, таких как Япония и Филиппины.

Для Китая вопрос Тайваня — абсолютная «красная линия»: Пекин резко реагирует на любые заявления, которые воспринимает как «внешнее вмешательство», и настаивает, что это вопрос суверенитета, который может решать только сам Китай.

Практически сразу после заявлений Такаити Пекин выступил с резким осуждением и потребовал их отозвать.

Наблюдатели отмечают, что слова Такаити соответствовали позиции правительства и заявлениям, которые ранее делали другие японские лидеры.

Однако разница заключается в том, что впервые подобные взгляды озвучил действующий премьер-министр Японии.

Такаити не стала извиняться и отказываться от своих заявлений — аналитики полагают, что ее сильная электоральная поддержка может подтвердить правильность такой линии.

При этом она пообещала осторожнее комментировать конкретные ситуации, а ее правительство уже направило высокопоставленных дипломатов для контактов с китайской стороной.

Но это едва ли помогло умерить гнев Китая.

Давление в «серой зоне»

Столкнувшись с твердой позицией Такаити, Китай начал оказывать постоянное давление.

Хотя за последние десятилетия между двумя странами не раз возникали конфликты, подпитываемые исторической враждебностью, на этот раз ситуация ощущается иначе, считают аналитики.

Китай расширил давление на гораздо более «широком фронте», отметил Роберт Уорд, глава японского направления в базирующемся в Британии Международном институте стратегических исследований.

По его словам, речь идет о размытом, низкоинтенсивном давлении, схожем с «войной в серой зоне», которую Китай ведет против Тайваня, цель которой — «измотать противника, чтобы нормализовать то, что на самом деле не является нормальным».

На дипломатическом уровне Китай подал жалобы в ООН и отложил трехсторонний саммит с Японией и Южной Кореей.

Пекин также попытался втянуть в конфликт другие стороны, призвав Великобританию и Францию поддержать его позицию, а союзников — Россию и Северную Корею — осудить Японию.

В выходные министр иностранных дел Китая Ван И, выступая перед западными лидерами на Мюнхенской конференции по безопасности, напомнил о японской агрессии времен Второй мировой войны и назвал заявления Такаити «очень опасным развитием событий».

Япония утверждает, что Китай наращивает военную активность — от дронов и проходов военных кораблей у японских островов до наведения радаров истребителей на японские самолеты. Японские и китайские суда береговой охраны вступали в противостояние у спорных островов Сенкаку/Дяоюйдао, а на прошлой неделе японские власти захватили китайское рыболовное судно.

При этом очевидно, что Китай стремится ударить по Японии в наиболее чувствительной сфере — ее экономике.

Пекин ввел ограничения на экспорт в Японию технологий двойного назначения, включая редкоземельные элементы и критически важные минералы.

Также Китай предостерег своих граждан от поездок в Японию для учебы и отдыха и отменил рейсы по 49 маршрутам, что привело к снижению числа туристов и падению котировок акций некоторых компаний. По официальным данным, граждане Китая составляют четверть всех иностранных туристов в Японии.

Под давление попали даже сфера развлечений и культура.

В Китае были отменены японские музыкальные мероприятия, включая одно, где певца срочно увели со сцены прямо во время выступления, а кинопрокатчики перенесли выход нескольких японских фильмов.

Один из самых известных экспортных брендов Японии — Pokemon — также подвергся критике из-за мероприятия, которое планировалось провести в токийском храме Ясукуни. В храме чтят память погибших в войнах японцев, включая тех, кого Китай считает военными преступниками. В итоге мероприятие отменили.

В социальных сетях китайские националисты начали кампанию против Такаити, в том числе распространяя созданные с помощью ИИ видео, где персонаж поп-культуры Ультрамен и герой аниме «Детектив Конан» сражаются с японским премьер-министром.

При этом в целом действия Китая были менее провокационными по сравнению с предыдущими конфликтами с Японией, отмечают Бонни Лин и Кристи Говелла из асериканского Центра стратегических и международных исследований.

«На данный момент экономические и военные меры [Пекина] относительно ограничены по сравнению с прошлым, однако пространство для дальнейшей эскалации остается значительным», — говорится в их недавнем аналитическом обзоре.

По словам Уорда, Пекин может избегать чрезмерно жестких мер против Японии, поскольку сейчас стремится закрепить за собой образ «защитника послевоенного порядка» и выглядеть более ответственным игроком по сравнению с США.

«Танго, которое продолжится»

Наблюдатели сходятся во мнении, что даже если напряженность снизится, она, вероятно, закрепится на более высоком уровне, чем прежде.

По оценке Лин и Говеллы, на этот раз обе стороны менее склонны к деэскалации. Китай стал значительно более сильной державой, а «Тайвань — ядро ключевых интересов Китая, что означает более жесткую позицию Пекина по сравнению с прошлыми эпизодами».

«Пекин также глубоко подозрительно относится к Такаити и, вероятно, воспринимает ее попытки снизить напряженность без прямого отказа от своих слов как лицемерие или даже стратегический обман», — отмечают они.

Япония же теперь проявляет большую готовность отстаивать свою позицию, особенно после крупной победы Такаити на выборах, которую она, по словам Уорда, «расценит как подтверждение правильности своей линии в отношении Китая».

Кристи Говелла сказала Би-би-си, что Такаити, скорее всего, воспользуется своей победой как политическим капиталом для реализации оборонных и экономических мер, направленных на укрепление позиций Японии.

Такаити обещает увеличить оборонные расходы Японии до 2% ВВП на два года раньше запланированного срока, завершить пересмотр ключевых стратегий безопасности к концу этого года и вскоре представить пакет экономических стимулов.

По словам эксперта по Японии и директора Азиатско-Тихоокеанского исследовательского центра Шоренстайна при Стэнфордском университете Киётеру Цуцуи, Китай «считает Такаити достаточно сильным лидером и понимает, что кампания давления может лишь укрепить ее позиции внутри страны, поэтому давление вряд ли будет значительно усилено».

«Так что это танго, вероятно, будет продолжаться еще некоторое время», — отмечает эксперт.

Неопределенным фактором остается позиция президента США Дональда Трампа, который пока выражает решительную поддержку Такаити и даже выступил с необычным заявлением в ее поддержку накануне досрочных выборов.

Однако многие ожидают дальнейшего потепления отношений между США и Китаем в этом году, говорит Цуцуи, указывая на запланированные встречи Трампа с председателем КНР Си Цзиньпином, включая государственный визит американского президента в Пекин в апреле.

По сравнению с предыдущими инцидентами реакция США на нынешний конфликт «пока остается сдержанной, что может воодушевить Китай», считают Лин и Говелла.

«Японцы опасаются, что между Си и Трампом может быть заключена некая масштабная сделка», — отметил Уорд.

В выходные США и Япония подтвердили союзнические отношения на полях Мюнхенской конференции по безопасности во время встречи госсекретаря США Марко Рубио с его японским коллегой Тосимицу Мотэги.

Такаити также должна вновь встретиться с Трампом в марте во время визита в Вашингтон — перед его поездкой в Китай.

По мере усиления давления со стороны Китая Токио, вероятно, будет «еще решительнее» брать на себя большую часть оборонной нагрузки в рамках союза с США, считает Уорд, и «еще теснее сотрудничать с ними, чтобы США не утратили интерес к региону».

Exit mobile version