Во вторник в Женеве начался второй раунд переговоров между Ираном и США по урегулированию вопросов, связанных с ядерной программой Тегерана.
Непрямые переговоры последовали за неоднократными военными угрозами со стороны США в адрес Ирана в связи с жестоким подавлением антиправительственных протестов в стране и продолжающимся спором по поводу ее ядерной программы.
В разговоре с журналистами на борту президентского самолета Air Force One перед началом переговоров президент США Дональд Трамп сказал, что, по его мнению, Иран хочет заключить соглашение по ядерной программе.
Министерство иностранных дел в Тегеране заявило, что позиция США по ядерному вопросу стала «более реалистичной».
Иран говорит, что во вторник встреча, посредником на которой выступает Оман, будет посвящена его ядерной программе и возможному снятию экономических санкций, введенных США.
Вашингтон ранее дал понять, что хочет обсудить и другие вопросы, в частности, запасы ракет Ирана.
Назвав переговоры «очень важными», Трамп заявил, что будет «косвенно» участвовать в них, и выразил мнение, что на этот раз Тегеран настроен на диалог.
«Я не думаю, что они хотят последствий, которые повлечет за собой отсутствие соглашения», — сказал Трамп, добавив, что Иран усвоил уроки жесткой позиции на переговорах прошлым летом, когда Соединенные Штаты нанесли удары по иранским ядерным объектам.
«Мы могли бы заключить соглашение, вместо того чтобы отправлять бомбардировщики B-2 для уничтожения их ядерного потенциала. И нам пришлось отправить B-2, — сказал президент США. — Я надеюсь, что они проявят большее благоразумие».
Выступая во вторник, верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи ответил на угрозы Трампа о военных действиях, сказав: «Более опасным, чем авианосец, является оружие, которое может отправить его на дно моря. Он [Трамп] говорит, что армия США — самая сильная в мире. „Самая сильная армия в мире“ может иногда получить такой удар, что не сможет подняться».
Хаменеи также обвинил США в попытке заранее определить исход переговоров и сказал, что это было бы «неправильным и глупым поступком».
Параллельно с дипломатическим давлением в течение последних нескольких недель США наращивают военное присутствие на Ближнем Востоке.
Служба проверки фактов BBC Verify с помощью спутниковых снимков подтвердила местонахождение американского авианосца USS Abraham Lincoln вблизи Ирана.
Сообщается, что США также направили на Ближний Восток авианосец USS Gerald R Ford, крупнейший в мире военный корабль, который может прибыть в регион в течение следующих трех недель.
Помимо прибытия USS Abraham Lincoln, BBC Verify также подтвердила увеличение количества американских эсминцев, других боевых кораблей и истребителей в регионе.
Министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи встретился в понедельник с главой ядерного надзорного органа ООН и написал в посте в X, что находится в Женеве, чтобы «достичь справедливого и равноправного соглашения».
«Что не обсуждается: подчинение под давлением», — сказал Аракчи.
Иран ответил на наращивание военной мощи США собственной демонстрацией силы. В понедельник Корпус стражей исламской революции (КСИР) начал морские учения в Ормузском проливе, расположенном в Персидском заливе между Оманом и Ираном.
Пролив считается важнейшим международным водным путем и маршрутом экспорта нефти из арабских государств Персидского залива.
Вашингтон направил на Ближний Восток посланника Стива Уиткоффа и зятя Трампа Джареда Кушнера, сообщил в воскресенье Белый дом.
Оба участвовали в непрямых переговорах с Тегераном в Омане в начале февраля, которые Аракчи, возглавлявший иранскую делегацию, впоследствии охарактеризовал как «хорошее начало».
Подписывайтесь на наши соцсети и рассылку
Государственный секретарь США Марко Рубио заявил в понедельник, что достичь соглашения с Тегераном будет «очень сложно».
«Я думаю, что здесь есть возможность достичь соглашения дипломатическим путем […], но я не хочу преувеличивать, — сказал Рубио во время визита в Венгрию. — Это будет сложно».
- Иран готов обсуждать компромиссы для достижения ядерной сделки, заявил Би-би-си иранский дипломат
- Переговоры США и Ирана в Омане. Помогут ли они предотвратить войну?
- Трамп: смена режима в Иране — «лучшее, что может случиться»















