Суд в Южной Корее приговорил бывшего президента Юна Сок Ёля к пожизненному заключению за попытку организации мятежа. Прокуратура требовала для него смертной казни. В декабре 2024 года он предпринял неудачную попытку ввести в стране военное положение, после чего был отстранен в результате импичмента и арестован.
Судья заявил, что бывший президент нанес фундаментальный ущерб демократии Южной Кореи и заслуживает сурового наказания.
Ранее Юн утверждал, что его попытка ввести военное положение была лишь безобидным жестом, призванным привлечь внимание к нарушениям со стороны оппозиционной партии. Однако судью это не убедило — по его мнению, бывший президент своими действиями подорвал основы конституционного строя.
Помимо этого, суд выяснил, что во время военного положения Юн отдал приказ о задержании нескольких человек, в том числе лидера оппозиции Ли Чжэ Мёна, который сейчас стал президентом страны.
Юн, вероятно, подаст апелляцию, и дело может дойти даже до Верховного суда страны.
Вместе с экс-президентом приговоры получили и другие высокопоставленные чиновники, причастные, как считает следствие, к мятежу. Бывший министр обороны Ким Ён Хён приговорен к 30 годам заключения, бывший глава разведки Ро Сан-вон — к 18 годам, бывший глава полиции Чо Джи Хо — к 12 годам, бывший глава полиции Сеула Ким Бон-сик — к 10 годам и бывший командир подразделения безопасности Национального собрания (парламента) Мок Хён-тэ — к трем годам лишения свободы.
Двое обвиняемых были признаны невиновными: это бывший глава бюро расследований Минобороны Ким Ён-гон и бывший чиновник отдела расследований полиции Юн Сын-ён.
Помимо обвинений в мятеже, Юн Сок Ёль признан виновным также в злоупотреблении властью. В январе он уже был приговорен к пяти годам тюрьмы по обвинению в препятствовании аресту: его резиденцию пришлось брать штурмом.
Юну предстоят и другие судебные процессы. Прокуратура обвиняет его в попытке спровоцировать военный конфликт: он отдал приказ о запуске беспилотников в сторону Северной Кореи, чтобы, по версии обвинения, оправдать введения военного положения.
Его также обвиняют в даче ложных показаний на процессе над бывшим премьер-министром Хан Док Су, которого обвинили в содействии мятежу. В январе Хан Док Су был приговорен к 23 годам тюремного заключения.
Юну предъявлены обвинения и по ряду других дел, включая предполагаемое воспрепятствование расследованию гибели офицера морской пехоты и вмешательство в выборы 2022 года.
Как реагируют корейцы?
Адвокат экс-президента после приговора заявил, что решение суда не подкреплено доказательствами и обвинил судью в использовании заранее прописанного сценария.
Тем временем Чон Чхон Рэ, лидер правящей Демократической партии, назвал приговор слишком мягким. По его мнению, отказ удовлетворить требование прокуратуры о смертной казни «подрывает справедливость».
«Общество сочтет [сегодняшнее решение] глубоко неудовлетворительным и неприемлемым», — считает он.
Как отмечает корреспондент Би-би-си из Сеула, при оглашении приговора Юн не выразил никаких эмоций и сохранял каменное лицо. В отличие от его сторонников, собравшихся у зала суда и смотрящих трансляцию: во время оглашения приговора собравшиеся у телеэкранов зрители кричали «Корея в разрухе!»
До этого каждый раз, когда судья говорил что-то обнадеживающее, толпа начинала радостно кричать, отмечает корреспондент Би-би-си: например, судья не нашел доказательств утверждениям прокуратуры о том, что Юн начал планировать введение военного положения еще за год до декабря 2024 года.
Как отмечает Джейк Квон, корреспондент Би-би-си в Сеуле, во время своего президентского срока Юн был крайне непопулярной фигурой. Его примирительная позиция по отношению к Японии вызвала негативную реакцию среди избирателей, чувствительных к историческим вопросам, а его пренебрежение призывами расследовать обвинения в коррупции в отношении его жены (сейчас она приговорена по этому делу к 20 месяцам тюрьмы) привело к поражению его партии на выборах.
Однако после отстранения от должности Юн стал строить свой образ как правого популиста, вдохновленный американским движением MAGA. Его утверждения о том, что агенты Пекина и Пхеньяна якобы фальсифицировали прошлые выборы, находили отклик у людей, обеспокоенных растущим влиянием Китая. И спустя год после объявления военного положения сотни и тысячи людей собираются по выходным, скандируя его имя и называя Юна национальным героем, объясняет Квон.
Как Юн Сок Ёль пытался ввести военное положение и чем это кончилось
Поздним вечером 3 декабря 2024 года президент Южной Кореи Юн Сок Ёль выступил с экстренным обращением. Он объявил о введении военного положения (впервые с 1979 года) и назвал его необходимой мерой для защиты конституционного порядка от «коммунистических сил» и угроз, якобы исходящих от КНДР.
Военное положение длилось всего несколько часов. Депутатам удалось собраться в зале Национального собрания и проголосовать за отмену президентского указа. Спустя несколько дней депутаты от оппозиции, у которых в парламенте было большинство, внесли законопроект об импичменте президенту, он был арестован и предстал перед судом.
Руководство мятежом — самое тяжелое из обвинений, предъявленных Юну, — предусматривает смертную казнь или пожизненное заключение. Согласно южнокорейскому законодательству, в делах о мятеже прокуроры обязаны ходатайствовать перед судом либо о смертной казни, либо о пожизненном сроке.
Прокуратура требовала вынести бывшему президенту смертный приговор. По мнению прокуроров, хотя в результате его попытки ввести военное положение никто не погиб, намерения Юна были не менее насильственными. Обвинение считает это попыткой мятежа с целью захвата контроля над всеми ветвями власти: незадолго до этого партия Юна проиграла парламентские выборы.
В Южной Корее смертная казнь не отменена, но смертные приговоры не приводились в исполнение почти 30 лет. В 1996 году бывший военный диктатор Чон Ду Хван был приговорен к смертной казни за захват власти в результате военного переворота в 1979 году, однако позже его приговор был смягчен до пожизненного заключения.

