Ниже — несколько сокращенный перевод материала корреспондента Украинской службы Би-би-си Виктории Калимбет. Оригинал на украинском языке можно прочитать здесь.
Журналистка Мария Верниковская отправилась в Россию, чтобы выяснить, что осталось от «сложной польско-российской любви» — но вместо этого оказалась в эпицентре скандала, бушующего уже вторую неделю. Ее репортаж из Калининграда и Томска не только вызвал острую реакцию среди журналистов, но и заставил вмешаться дипломатов. Что пошло не так, и как на репортаж об «обычных россиянах» реагируют поляки?
Репортаж Марии Верниковской опубликовал самый популярный в Польше YouTube-канал Kanał Zero. Видео начинается с того, как журналистка пересекает границу на автобусе и направляется в Калининград.
Там она сначала отправляется в костел, где общается с польским священником, который жалуется, что не может приехать в Польшу на своей машине с российскими номерами.
Затем Верниковская отправляется посмотреть город: она осматривает подводную лодку, на которой якобы когда-то был Жак-Ив Кусто. Стоя на его палубе, журналистка рассказывает о Балтийском флоте РФ.
«Если оттуда вылетят ракеты, в Варшаве они будут через 2-3 минуты», — говорит она.
Во время прогулки по Калининграду репортерша рассматривает немецкие надписи на улицах города, примеряет шапки-ушанки, посещает трактир под названием «Борщ и сало» и общается со случайными людьми, которых встречает на своем пути.
«У нас говорят, что у вас кризис», — говорит Верниковская одной из продавщиц на рынке. Та гордо отвечает: «У нас в России всего в изобилии! Россию не победить».
Всем своим собеседникам журналистка улыбается, иногда вежливо им поддакивает. Так же мягко она обращается к мужчине в военной форме. Увидев на скамейке солдата армии РФ, Верниковская просит разрешения сесть рядом.
«А кто это с нами?» — спрашивает она с улыбкой, легко касаясь плеча солдата.
Мужчина рассказывает ей, что на войне в Украине получил ранение ноги, теперь ходит с костылем, на что Верниковская спрашивает: «Ну, уже заживает?» На ее вопрос, вернется ли он «туда», он отвечает утвердительно и уходит.
В итоге журналистка решает открыть банковский счет и одновременно делиться доступом к своим личным данным, включая черты лица и отпечатки пальцев, с российскими системами. Как она объясняет: «Дело не только в том, что государство в безопасности, если я сделаю что-то плохое, но и в том, что государство меня защищает».
Кроме того, в материале появилась карта Европы, на которой Крым обозначен как российская территория.
На это немедленно отреагировало посольство Украины в Польше, напомнив, что государственные границы — это не вопрос «взглядов».
«Какова цель создания в Польше такого информационного материала, который служит интересам российской пропаганды? Появляется ли такой материал в интересах поляков, или целью является „понимание и оправдание“ российских преступников?», — говорится в сообщении посольства.
Впоследствии этот фрагмент вырезали из материала.
«Розовые очки влюбленной девочки-подростка»
Материал Верниковской резко раскритиковали многие польские журналисты: среди них — заместитель главного редактора Gazeta Wyborcza Роман Имельский, медиаэксперты, а также военные корреспонденты, освещающие войну в Украине непосредственно с фронта, такие как Михал Пшедляцкий и Матеуш Ляховский.
Критиковали прежде всего наивный подход корреспондентки и поверхностное изложение событий: некоторые намекнули, что Верниковская сознательно подыгрывает политике Кремля, другие — указывали на несоблюдение ею журналистских стандартов.
Ведущая TVP Бьянка Николаевская, бывшая журналистка-расследовательница, раскритиковала автора за то, что та показывает Россию «в отрыве от реальности».
«Мария Верниковская говорит, что едет „посмотреть, что осталось от сложной польско-российской любви“. Если она имеет в виду собственные чувства, то, видимо, осталось еще немало, потому что Россию она показывает так, как будто смотрит на нее через розовые очки влюбленной девочки-подростка», — заявила Миколаевская.
«Казалось бы, такая опытная журналистка, как Верниковская, должна понимать, что именно материал, сделанный „глазом туриста“, который не вникает в то, что на самом деле происходит в России, а показывает только фасад и в итоге продает этот фасад как „искреннюю правду“, — это лучшая пропаганда», — добавила она.
В комментарии Украинской службе Би-би-си бывший корреспондент телеканалов TVN, Polsat и TVP в Украине Матеуш Ляховский отмечает, что проблема для него не в том, что она снимает материал в России, а в том, что фильм подается в искаженном свете.
«Россия не такая, какой ее показывает госпожа Верниковская. Россияне не любят другие народы, они не настроены позитивно по отношению к Польше. Возможно, встречаются отдельные люди, но здесь не хватает контекста — она никоим образом не комментирует и не реагирует на то, что говорят россияне в ее материале», — говорит Ляховский.
«Это как в 1943 году показывать немецкий взгляд на Вторую мировую войну и то, как жил Третий Рейх, — продолжает он. — Это меня не очень интересует — меня больше интересует судьба жертвы, а не палача, судьба народа, страдающего от вторжения, а не судьба народа, который это вторжение осуществляет».
Однако больше всего, говорит журналист, его раздражает другое.
«У меня сложилось впечатление, что она хочет убедить нас, что русские — это „такой же народ, как и любой другой“, у которого просто „плохой президент“, и поэтому с ним случилась война. Что они „не виноваты“, и что на русских следует смотреть именно так: они такие же, как мы, просто оказались на войне. А это, по моему мнению, заведомо ложный тезис. Тезис пропагандистский и вредный», — заключает Ляховский.
Выход материала вызвал реакцию внутри самого Kanał Zero: ведущий утреннего блока Петр Полац заявил, что уходит из редакции, а из-за недовольства некоторых рекламодателей часть рекламы в видео на Kanał Zero заблокировали.
Основатель канала Кшиштоф Становский ответил на упреки в отдельном видео на YouTube.
«Мария в принципе ничего вам о России не расскажет, зато картинки и интервью дадут вам некоторые ответы, — говорит Становский. — По моему мнению, вы сами сделаете вывод, что это (Россия. — Ред.), как я уже говорил, страна из г**на и палок, полная яда, отравленных мозгов, где люди, чтобы купить первую квартиру — которую и так не увидят — идут на войну».
Он также высказался об авторе материала.
«Любит ли она американцев? Мне так не кажется. Более ли она привязана к русским, чем к американцам? Если честно — да, я так думаю. Странно ли это? По моему мнению, да. Мешает ли мне это? Откровенно говоря, немного да. Когда-то я задал себе вопрос, насколько сильно это мне мешает и должен ли я что-то с этим делать, но в конце концов — кто я такой? Как я могу говорить женщине, которая десятилетиями ездит на разные войны, кого ей любить больше, а кого меньше?» — подытожил Становский.
Кроме него, в защиту автора материала выступили отдельные публицисты — в частности, коллега Верниковской из Kanał Zero Яцек Прусиновский — и некоторые консервативные политики, такие как Казимеж Смолинский из «Права и справедливости», заявивший, что целью «атак» на Kanał Zero является «окончательное уничтожение свободных медиа».
Сама Мария Верниковская критику в свой адрес пока публично не комментировала, а ее страница в фейсбуке, ранее открытая, теперь недоступна — вероятно, из-за волны хейта, вызванной ее репортажем.
«С уважением сообщаю, что мою поездку в Россию финансировал Кшиштоф Становский, а не Владимир Путин», — это единственное, что сказала журналистка в комментарии для издания Presserwis.
Между тем новости из Польши быстро подхватили прокремлевские СМИ. В частности, материал Верниковской одобрил политолог Владимир Корнилов.
«Известная тележурналистка, военкор Kanał Zero Мария Верниковская (…) решилась посетить наш Калининград (поляки упорно называют его Крулевец) и вдруг, к ужасу польской пропаганды, выяснила, что россияне — это нормальные люди!» — пишет он.
«На нее набросились МИД, офис президента, мейнстримные СМИ, обвиняя ее в том, что она показала очевидные вещи: что россияне не умирают от голода, что города освещены и обогреты, что люди доброжелательны и не озлоблены», — добавил Корнилов.
«Теперь государство меня защищает»
Однако сомнения у польских журналистов вызвало не только само содержание репортажа Верниковской, но и то, как она его снимала. Журналистка Kanał Zero утверждает, что поехала в Россию по туристической визе, как блогер. Она уверяет, что не получала формального разрешения от властей на подготовку журналистского материала, хотя взяла с собой профессиональную технику и оператора.
«Вы думаете, что в России можно снять журналистский материал без согласия и помощи местных властей?» — спросил в соцсетях представитель польского правительства Адам Шлапка.
Представитель Министерства иностранных дел Польши Мацей Вевюр, реагируя на репортаж из Калининграда, предостерег от поездок в Россию и напомнил, что Кремль внес Польшу в список «недружественных» стран.
«Рассказы о въезде по визе, отличной от журналистской, и без „карточки специального корреспондента“ — это сказки для наивных», — утверждает редактор Gazeta Wyborcza Роман Имельский. Это мнение поддержала и бывшая глава «Белсата» Агнешка Ромашевская, которая заявила, что Россия никогда бы не впустила репортера, если бы не была убеждена, что это принесет ее власти и пропаганде «больше пользы, чем вреда».
Матеуш Ляховский, с февраля 2022 года освещающий войну в Украине, объясняет: с начала полномасштабного вторжения польские журналисты в основном отказались от поездок в Россию. По его словам, они осознают: российские власти будут влиять на их материалы, а любая попытка работать независимо может обернуться репрессиями.
«Отдельно есть группа журналистов, таких как я, которые из-за освещения войны в Украине вообще не могут попасть в Россию, потому что их там просто сразу арестуют», — говорит он.
Корреспондент Русской службы Би-би-си Олег Болдырев подтверждает, что иностранным журналистам в России почти невозможно работать без аккредитации. По его словам, любая съемка сразу привлекает внимание полиции, особенно если у человека есть иностранный акцент.
«Очень, очень маловероятно, что иностранец на улицах Калининграда и городков в этой области может так общаться с кем-то, не имея заранее договоренности с властями», — подчеркивает Болдырев.
Примером того, насколько осторожен должен быть независимый журналист в России, может служить случай репортера Wall Street Journal Эвана Гершковича, который во время полномасштабного вторжения в Украину делал материал о настроениях россиян.
В 2023 году его арестовали, обвинив в шпионаже, а позже приговорили к 16 годам колонии. Освободили его только в 2024 году в рамках обмена на настоящего российского шпиона.
Кроме того, напоминает корреспондент Би-би-си, когда в 2022–2023 годах в полную силу заработало российское законодательство о так называемых «фейках» и «дискредитации российской армии», большинство россиян быстро поняли, что высказывать любые мысли, отличные от официального нарратива, опасно. Следовательно, поверхностные разговоры Верниковской можно рассматривать и как заботу о собеседниках.
Однако уже во время съемок в Томске второго выпуска, который вышел 14 февраля, вопрос безопасности собеседников Верниковской отходит на второй план. Там она общается с таксистом, который остро критикует политику Кремля и российское общество.
«Три процента активных людей: три хороших, три плохих, а все остальные — болото», — говорит он. Мужчина добавляет, что пытается вести антикоммунистическую пропаганду, в частности, общаясь со своими пассажирами.
«Вот война идет сейчас — а они как бараны туда идут и дохнут», — говорит таксист.
Авторы репортажа не только небрежно затушевали лицо мужчины, но и не изменили его голос.
«Легенда польской журналистики»
Верниковская — не первая, кто в Польше документирует свое путешествие в Россию на YouTube: многие другие польские блогеры описывают жизнь в России и даже хвалят ее преимущества, сознательно или нет, способствуя распространению российской пропаганды.
Однако впервые такой репортаж появился на самом популярном польском YouTube-канале — более того, впервые его автором стала профессиональная журналистка, которую некоторые называют даже «легендой польской журналистики».
70-летняя Мария Верниковская, по данным СМИ, свою карьеру в журналистике начинала в 80-х годах в Париже, когда во время учебы в Сорбонне начала сотрудничать с Radio France Internationale и Би-би-си. В Польшу, из которой она уехала незадолго до введения военного положения, она вернулась только в 1989 году.
По возвращении домой она присоединилась к редакции Gazeta Wyborcza — с тех пор и по сей день крупнейшей общественно-политической газеты Польши. Кроме того, Верниковская работала на Польском радио, Radio Zet, а затем стала корреспонденткой общественного телевидения TVP, где была единственной польской журналисткой, освещавшей события из самых горячих точек мира — в частности, Чечни, Боснии и Афганистана.
В апреле 2024 года Верниковская присоединилась к команде Kanał Zero в качестве военного корреспондента для освещения конфликта в Израиле и секторе Газа.
Однако в последние годы Верниковская неоднократно оказывалась в эпицентре скандалов — из-за ее антизападных и в определенной степени антиукраинских высказываний. Наибольший резонанс вызвало ее появление на выступлении президента США Джо Байдена в Варшаве в 2023 году: тогда она вышла с плакатом, на котором написала Go home («Убирайся домой»).
«Насмешка смешивалась с удивлением, раздавались провокационные вопросы, а я быстро, каждому по очереди отвечала, что это янки начали эту войну, подтягивая оружие и военных советников прямо под нос России. И к нам ее притащили, а эта война не наша», — описывала тот вечер сама Верниковская на своей странице в фейсбуке.
Позже, в 2024 году, она опубликовала посты об аннексии Крыма, в которых спросила: «Прежде чем отправить наших ребят на смерть ради Крыма, разве не Майдан перевернул российско-украинскую ситуацию?»
Издание Press добавляет, что Мария Верниковская последовательно оправдывала политику Владимира Путина с тех пор, как начались протесты на киевском Майдане. Она много раз утверждала, в русле прокремлевских СМИ, что эти протесты были оплачены и спровоцированы антироссийскими центрами.
В конце концов, она никогда не скрывала своих связей с Россией: во-первых, ее муж (по некоторым данным, уже бывший) — россиянин, во-вторых, в России жил и учился ее дед, о чем она рассказала в своем репортаже из Томска.
Что касается Kanał Zero, то он, по данным сайта Wirtualne Media, возглавил рейтинг самых популярных YouTube-каналов в Польше в 2025 году. Канал, созданный в октябре 2023 года, уже набрал 2,17 млн подписчиков (по состоянию на февраль 2026-го), ежемесячно его просматривают не менее 20 млн человек, а за все время существования канал получил почти 1,5 млрд просмотров.
В сентябре 2025 года к редакции Kanał Zero присоединился бывший президент Анджей Дуда: он получил собственную программу, в которой делился воспоминаниями из своего 10-летнего пребывания в должности и комментировал текущие события в Польше и мире.
Значимость этого канала доказывают и результаты прошлых президентских выборов в Польше. Основатель Kanał Zero Кшиштоф Становский, который баллотировался на них, чтобы, по его словам, «показать избирательную гонку из-за кулис», получил 1,3% голосов, опередив четырех других кандидатов — голоса за него отдали более 250 тыс. поляков.
Российская пропаганда в Польше
Марцель Кельтика, аналитик фактчекинговой организации Demagog, член Консультационного совета по противодействию внешней дезинформации при МИД Польши, также считает, что репортаж Верниковской мог вписываться в российскую пропаганду или даже дезинформацию, или в целом в информационные операции России. Хотя он не думает, что Kanał Zero опубликовал этот материал по заказу российских служб.
По мнению Кельтики, в материале не хватало критической перспективы — то есть фактчека. Журналистка не сопоставила высказывания собеседников с фактами, подчеркивает он.
«Она, конечно, имела право очень мило с ними разговаривать и спрашивать об их мнении и о том, как они видят реальность, в которой живут. Но там не было ни одного комментария эксперта, ни одной информации о войне, о репрессиях или нарушениях прав человека — и из-за этого этот материал мог выглядеть как такой, который немного приукрашивает Россию и может работать как пропаганда, даже если автор утверждает, что она „показывает правду“», — говорит Кельтика в беседе с Украинской службой Би-би-си.
По словам аналитика, репортаж из России косвенно вписался в цели кремлевской дезинформации — способствуя поляризации польского общества. Кельтика приводит анализ Института мониторинга медиа (IMM), который выявил, что в течение нескольких дней под видео Верниковской появилось почти 3 тыс. комментариев от почти 2 тыс. пользователей. Эмоции, по данным IMM, были очень поляризованными: примерно столько же комментариев негативных, сколько положительных.
«В комментариях под этим фильмом часть людей защищала автора, другие — атаковали ее, а факты вообще отходили на второй план. И именно в этом была проблема: такой спор, по моему мнению, способствует дезинформации и делает невозможной любую предметную дискуссию, потому что сейчас мы находимся в моменте взаимных обвинений — и со стороны политиков, журналистов, и со стороны обычных зрителей», — заключает Кельтика.
Говоря о российской пропаганде, с которой аналитик имеет дело почти ежедневно, он отмечает: ее цель — не привить полякам симпатию к России, а скорее подорвать доверие к НАТО, ЕС и США, а также усилить поляризацию и, как следствие, расшатать польское общество.
То есть, говорит он, среди кремлевских нарративов, нацеленных на поляков, редко встречаются откровенно русофильские — подавляющее большинство составляют все же антиевропейские, антизападные и антиукраинские месседжи.
- Дружба против Москвы. Решил ли визит Зеленского в Варшаву проблемы в отношениях Украины и Польши?
- Как телеграм-каналы распространяют в Польше пророссийскую пропаганду
- Фейк о «яхтах Зеленского». Как пророссийская дезинформация влияет на дебаты о помощи Украине в США
- «Нас раздражают их флаги». Правда ли, что поляки разлюбили украинцев, и насколько серьезны разногласия
- «Это не польский, а украинский». В Польше разгорелся языковой скандал из-за отбора на «Евровидение»
- Кремлевская пропаганда и тщетность борьбы с ней

