ab33bb70 0d13 11f1 89c6 65cc177ba7c1.jpg Новости BBC переговоры в Женеве

Украина, Россия, США обсудили вопросы мира, но стал ли ближе конец войны? Репортаж Би-би-си о переговорах в Женеве

0

Три делегации, неформальное общение с европейскими дипломатами, десятки журналистов и крайне скупые заявления о результатах — в такой обстановке прошли двухдневные переговоры России, Украины и США в Женеве. Из неформального общения с участниками следует: делегации достигли прогресса в обсуждении важных технических деталей, касающихся того, что будет происходить после остановки боев, а вот дискуссии о принятии политического решения о конце войны идут тяжело. Корреспонденты Би-би-си рассказывают о том, как проходила встреча в Швейцарии.

С тех пор как осенью 2025 года в СМИ утек черновик предложений США об условиях окончаниях войны России и Украины, стороны договорились: все дальнейшие обсуждения должны вестись в максимально закрытом для СМИ формате. Именно поэтому первый с начала большого вторжения раунд трехсторонних переговоров Москвы, Киева и Вашингтона, который в начале февраля состоялся в Абу-Даби, проходил практически в обстановке секретности: тогда журналисты не знали даже, где конкретно проходила встреча.

Переговоры в Женеве 17–18 февраля 2026 года были организованы иначе. Место встречи было объявлено заранее — им оказался фешенебельный отель Intercontinental. В нем же остановились как минимум некоторые члены делегаций. В день начала переговоров журналисты, которым повезло остановиться в том же отеле, с удивлением заметили в нем и дипломатов из европейских стран, которые формально участия в переговорах не принимали.

Например, во время завтрака в первый день переговоров репортеры увидели, как спецпредставитель президента США Стив Уиткофф, один из руководителей американской делегации, беседовал с советником по нацбезопасности премьера Британии Джонатаном Пауэллом. Приехали в Женеву и дипломаты из нескольких других европейских стран.

В украинской делегации говорили, что это — очень важное обстоятельство. Во-первых, в европейских столицах на протяжении последних месяцев в тревогой говорили о том, что Европа сейчас не присутствует за столом переговоров об окончании войны в Украине, хотя этот вопрос напрямую касается безопасности континенты.

Во-вторых, наличие европейцев за столом переговоров, по мнению Киева, усилило бы позицию Украины, на которую оказывают давление (и от которой требуют уступок) в Вашингтоне.

Освещать переговоры приехали десятки репортеров, но большинство из них не пустили даже в лобби отеля: два дня многие были вынуждены прятаться от дождя в пресс-центре, расположенном примерно в полукилометре от места проведения переговоров, или в установленных перед входом в гостиницу палатках, куда заботливые швейцарские организаторы выносили чай и кофе.

Нескольких журналистов пригласили снять официальное начало переговоров. Делегации под руководством помощника президента России Владимира Мединского, секретаря Совета нацбезопасности и обороны Украины Рустема Умарова и спецпосланника президента США Стива Уиткоффа вместе с зятем Дональда Трампа Джаредом Кушнером сфотографировались за большим столом на фоне национальных флагов. После этого прессу попросили удалиться из зала.

Военные «почти обо всем договорились»

Как известно Би-би-си от нескольких участников переговоров, в таком составе участники встречи провели не более получаса.

После этого они разошлись по отдельным комнатам для работы в двух подгруппах — в кулуарах их называли «политической» и «военной».

Участники политической группы обсуждают вопросы, касающиеся непосредственно условий остановки войны: например, тему судьбы территорий Донбасса, на которые претендует Россия и которые напрочь отказывается уступать Украина, или гарантии безопасности.

Члены «военной подгруппы» обсуждают скорее технические вопросы: комплекс мер, которые потребуются, если враждующие стороны примут политическое решение об окончании войны.

По окончании второго дня переговоров украинский дипломатический источник Би-би-си рассказал, что именно на этом направлении сторонам удалось достичь наибольшего прогресса.

«Формат „военные с военными“ должен проработать огромное количество технических вопросов, которые должны быть решены к моменту принятия политического решения, — объяснил собеседник Би-би-си. — Это вопросы происходящего на линии соприкосновения, разведения сил, мониторинга, верификации [возможных нарушений] и тому подобные вещи. Сейчас этот формат работает очень хорошо».

Несмотря на то, что фундаментальные вопросы войны и мира обсуждает именно «политическая» подгруппа, собеседник Би-би-си призвал не недооценивать важность «военного формата».

«Если формат „военные с военными“ заранее не примет необходимых решений, представьте альтернативу: политическое решение принято, а затем военным придется работать изо всех сил бог знает сколько времени», — объяснил он.

Другими словами, рассказал Би-би-си другой источник в украинских дипломатических кругах, задумка состоит в том, что если в какой-то момент будет принято решение закончить боевые действия (например, на уровне лидеров двух стран), то реализовать его на практике, «на земле» — развести войска, организовать мониторинг прекращения огня и так далее — можно будет максимально быстро.

Президент Украины Владимир Зеленский по окончании переговоров сказал, что военные «почти обо всем договорились». Американскую сторону на этой встрече представлял министр сухопутных войск Дэниел Дрисколл. По словам Зеленского, на встрече стало ясно, что США готовы участвовать в контроле на соблюдением потенциального перемирия, что в Киеве считают позитивным знаком.

Роль Европы в будущей системе обеспечения гарантий безопасности для Украины по-прежнему неясна.

С одной стороны, Киев ведет интенсивные переговоры с членами «Коалиции желающих»: Би-би-си известно, что они подразумевают присутствие военных из европейских стран на украинской территории после того, как начнет действовать перемирие.

С другой — Москва пока выступает категорически против присутствия солдат из стран НАТО на территории Украины после окончания горячей фазы конфликта. Позиция Вашингтона по этому поводу неоднозначна: представители американской администрации выступали с взаимно противоречащими заявлениями по этому поводу.

О женевском раунде переговоров пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт сказала, что стороны достигли значительного прогресса и договорились продолжить работу.

Членов американской делегации, в отличие от российской и украинской, журналисты не видели даже в лобби.

По данным Би-би-си, ее главные лица, Уиткофф и Кушнер, присутствовали на официальных встречах лишь в первый день. Во второй день наиболее высокопоставленным американским чиновником на переговорах (по крайней мере во время их официальной части) был как раз Дрисколл.

Накануне встречи президент США Дональд Трамп говорил, что Украине «лучше быстро сесть за стол переговоров». Киев в лице Владимира Зеленского отвечал: мы, мол, как раз наиболее заинтересованы в окончании войны, и согласны на практически все американские предложения, это Москва затягивает процесс.

В последние месяцы Киев и Вашингтон активно обсуждали пакет гарантий безопасности, которые США могли бы предоставить Украине после окончания горячей фазы конфликта. По итогам масштабных переговоров в Берлине в декабре 2025 года американский чиновник на условиях анонимности говорил, что речь о гарантиях, «аналогичных Пятой статьей Устава НАТО» о коллективной обороне. Но предложение не будет на столе переговоров «вечно», предупреждал он.

Если верить Владимиру Зеленскому, то к моменту Женевской встречи пакет американских гарантий для Киева был то ли полностью готов, то ли почти готов. Сейчас украинская сторона выступает за скорейшее подписание этого документа, рассчитывая, что это усилит ее позицию на переговорах с Россией. Американская же сторона, насколько это известно из сообщений СМИ, склоняется к тому, чтобы подписать документ о гарантиях одновременно с общим мирным договором.

«Тяжелее, но идет»

Обсуждение «политических» вопросов — то есть решений, которые, собственно, должны положить конец войне, — судя по всему, идет тяжелее. Пока Россия и Украина не могут достичь компромисса по самым важным вопросам: это, в том числе, темы судьбы подконтрольных Украине территорий Донбасса, передачи которых требует Москва, гарантий безопасности, без которых, по мнению Киева, невозможен долгосрочный мир, и статуса Запорожской АЭС.

В первый день переговоров Владимир Зеленский дал интервью порталу Axios, в котором заявил: граждане Украины никогда не примут односторонний вывод украинских вооруженных сил из Донбасса. Вариант же, при котором войска обеих стран отойдут на одинаковое расстояние от линии соприкосновения, может быть поддержан на референдуме, предположил Зеленский.

Впрочем, украинский президент неоднократно подчеркивал, что для организации любых выборов или референдумов в Украине должно быть обеспечено устойчивое прекращение огня — минимум на два месяца, и уж точно не на один день голосования, как это допускал Владимир Путин.

Согласно российской переговорной позиции, украинские военные должны немедленно покинуть контролируемые ими территории на Донбассе. Президент России Владимир Путин не раз давал понять, что в противном случае Россию устраивает и «военный» путь решения этого вопроса. Российская сторона настаивает на том, что переговоры должны вестись в «духе Анкориджа», ссылаясь на договоренности, которых Путин и Трамп якобы достигли на саммите на Аляске в августа прошлого года. В чем они заключаются, Кремль раскрыть отказывается.

Владимир Зеленский говорил, что не понимает, в чем именно заключается «формула Анкориджа», к которой все время апеллируют россияне, американцы же ни о каких договоренностях, достигнутых на Аляске, публично не вспоминают вовсе.

Би-би-си подробно писала о том, что Белый дом был скорее разочарован итогами Анкориджа. Собеседники Би-би-си в дипломатических кругах Европы и США рассказывали, что встреча показала: приоритетом России являются не только территориальные приобретения, но и глобальные вопросы безопасности и послевоенного устройства, а по этой теме достичь консенсуса пока не удается.

Что касается территорий, то США, взявшие на себя роль посредника в переговорах, в последние месяцы предлагают сторонам вариант с превращением участка Донбасса, на который претендует Россия, в «свободную экономическую зону».

Неясно, правда, кто, по мнению американской стороны, должен получить формальный суверенитет над этими землями. В декабре помощник президента России Юрий Ушаков теоретически рассуждал о варианте с присутствием российских Росгвардии и полиции в этой зоне.

Один из участников нынешней украинской делегации, первый замглавы Офиса президента Украины Сергей Кислица, тогда назвал эту идею абсурдной.

Удалось ли России и Украина сблизить позиции по этому вопросу в Женеве, сказать практически невозможно.

В преддверии встречи издание The Economist писало о том, что в украинской делегации есть раскол по вопросу компромиссов о территориях: часть ее членов якобы более склонна обсуждать уступки, другая, якобы пребывающая под влиянием бывшего главы офиса президента Андрея Ермака, — занимает более бескомпромиссную позицию. И в Офисе президента Украины, и в самой украинской делегации в Женеве это отрицают.

Кроме того, по данным Axios, уже в первый день встречи переговоры политической группы зашли в тупик — якобы из-за позиции, которую на встрече изложил Мединский. Би-би-си не удалось подтвердить эту информацию в Женеве: участники переговоров просто отказывались отвечать на этот вопрос.

Сам Мединский после окончания переговоров сказал, что они прошли в рабочей обстановке. «Если вы имеете в виду шутки про уроки истории, мы на Крещении Руси остановились», — сказал он RT.

Участники встречи в первый день переговоров обошлись вовсе без комментариев, а во второй на несколько минут вышли к журналистам с короткими заявлениями. Умеров описал переговоры как «интенсивные и содержательные». Мединский сообщил, что они были «тяжелыми, но деловыми».

Украинский дипломатический источник заявил, что переговоры были «сложными, но в каком-то смысле продуктивными — если, конечно, у вас не было суперзавышенных ожиданий».

Еще один собеседник Би-би-си, близкий к одной из переговорных групп, сказал, что обсуждение политических вопросов «идет тяжелее, но идет».

«(По этому вопросу) договорились договариваться», — резюмировал в своем заявлении по итогам переговоров Владимир Зеленский.

Переговоры продолжились после «финиша»

Возможно, именно эти вопросы участники встречи продолжили обсуждать после того, как утром второго дня стороны объявили об окончании переговоров.

Задержавшиеся в Intercontinental журналисты Би-би-си увидели, как вскоре после объявления о «финише» в гостиницу неожиданно вернулся глава российской делегации Владимир Мединский: за время отсутствия он успел переодеться из делового костюма в кардиган и джинсы.

На просьбу Би-би-си прокомментировать детали переговоров Мединский с улыбкой ответил: «Вы спросили, а я вам не ответил», — после чего скрылся в сопровождении помощников. На месте он пробыл около полутора часов. На выходе из гостиницы он заявил, что встречался «с украинской стороной», отказавшись от любых дальнейших комментариев.

В это время в лобби гостиницы то и дело появлялись члены украинской делегации — уже упомянутый Сергей Кислица и замглавы украинского ГУР Вадим Скибицкий.

Как выяснила Украинская служба Би-би-си, в это время Мединский провел встречу с Рустемом Умеровым и членом украинской команды, руководителем фракции «Слуга народа» Давидом Арахамией. Пресс-секретарь Умерова Диана Давитян уточнила, что эти неформальные переговоры продлились около двух часов.

Би-би-си не удалось выяснить, что именно обсуждалось на встрече. Однако можно предположить, что, поскольку и Умеров, и Арахамия работали в рамках политической подгруппы, речь на этой встрече шла именно о политических вопросах.

Зеленский по окончании переговоров заявил, что «есть наработки, но пока позиции разные, и переговоры были непростыми. Был диалог, договорились идти дальше и продолжать»: Такого прогресса, как в военном плане, я не услышал». Стороны условились о новой встрече — но где и когда она пройдет, пока неясно.

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC