Солист российской экспериментальной поп-рок-группы Shortparis Николай Комягин умер в возрасте 39 лет. Сначала об этом сообщила Ксения Собчак, а позже подтвердила менеджер группы. Музыканту стало плохо после тренировки по боксу, и у него не выдержало сердце, пишет Собчак.
Менеджер группы Марина Косухина сообщила: «Николая с нами больше нет. Журналистов прошу иметь уважение и не трогать нас в ближайшее время».
Самая дикая группа страны
Николай Комягин родился в Новокузнецке, по образованию искусствовед, переехал в Петербург в 2010 году. До сценической карьеры он преподавал в школе, а затем руководил образовательным отделом Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
В 2012 году вместе с Александром Иониным и Павлом Лесниковым основал группу Shortparis. Все трое музыкантов родом из Новокузнецка и играли в различных группах еще в родном городе, а затем вместе переехали в Петербург. Группа изначально выделялась не только музыкой, но и подходом к своим выступлениям и эстетикой — Shortparis презентовали себя как «аудио-театр».
До 2015 года Shortparis записывали песни на английском и французском языках, и в качестве источника вдохновения называли творчество Жака Бреля, Мадонны и Милен Фармер. С самого начала группа пыталась искать новые подходы не только к музыке, но и к выступлениям. Например, музыканты провели концерт в обычном продуктовом магазине — перформанс под названием «Акция 24» должен был показать «пир потребления» и «смешать группу с обыденными товарами на прилавке».
«Разные СМИ не перестают хвалить коллектив, наделяя его яркими эпитетами „самая дикая группа страны“ и „самая интересная команда андеграунда“. Несмотря на то, что Shortparis не любят, когда по отношению к ним употребляют слова „перформанс“ и „арт-проект“, эти характеристики прочно за ними закрепились», — писал в 2018 году арт-журнал «Около».
С 2017 года Shortparis начинают петь практически только на русском языке и «все чаще обращаться к понятным локальным образам, конфликтам и триггерам — от религиозных ритуалов до массовых протестов», писал журнал «Афиша».
Широкая популярность нашла группу через год, когда они выпустили песню «Страшно». В клипе поднимается тема насилия в российской провинции и школах, терроризма и отношения к мигрантам. С этой песней их позвали на «Вечерний Ургант», и сама она стала и гимном для подростков, и музыкой для оппозиционных протестов.
После этого песни группы часто звучали в российских фильмах и сериалах — и на популярных онлайн-платформах, и в авторском кино. Shortparis сотрудничали с Кириллом Серебренниковым, чей фильм «Лето» с участием группы получил приз за лучший саундтрек на фестивале в Каннах. А сам Николай Комягин сыграл главную роль в короткометражном фильме «Сложноподчиненное» (который тоже добрался до Канн) и роль Владимира Маяковского в сериале Данилы Козловского «Карамора».
«Дело в том, что поле битвы Shortparis не очерчено жанром и форматом. Они гармонично смотрятся и на юбилее Таганки, и в ГУМе, и в клубах», — писал журнал «Сноб».
Стихия — насилие
После начала полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года группа приняла решение оставаться на родине. В феврале Николай Комягин был задержан в Петербурге на антивоенном митинге и оштрафован за участие в акции.
В 2022 году группа отправилась в тур по России и на экране выводила вопросы из социологического опроса для школьников: «Что важно для жизни современного человека?», «Пробовали ли вы наркотики?», «Важно ли вам, чтобы ваш голос услышали?»
«В культурной традиции России последних десятилетий не заладилось с открытым обсуждением общественных травм, — поясняет группа. — Исторический контекст болезненно изуродовал любой нейтральный вопрос о любимом цвете, жизненных ценностях и, тем более, об опыте насилия».
С 2023 года группе не разрешали проводить концерты в России — они отменялись после различных жалоб, а самих музыкантов призывали признать «иностранными агентами». Группа жила гастролями по Европе и миру.
«Главной стихией Shortparis и с точки зрения звука, и с точки зрения визуальности всегда оказывалось насилие; это в чистом виде музыка из-под палки. Так Комягин со товарищи предупреждали о ползучей милитаризации общества и подготовке к войне, — рассуждает журналист Александр Горбачев (в реестре «иноагентов» РФ). — Сознавая нутряную сущность государства, которое сделало жестокость и ложь средствами выживания на всех этажах социальной лестницы, Shortparis придали злу заманчивую красоту, изготовили яркую и броскую упаковку, а она в конечном счете констатировала неизбывность происходящего — и подменяла импульс борьбы предложением полюбоваться».
«Не случайно Николай — в жизни тихий, интеллигентный красавец, петербургский искусствовед — на сцене обладал таким сложным обаянием, был немного Плюмбумом, — пишет музыкальный журналист Алексей Мунипов. — Это непростая задача, а главное, вредная для здоровья, как в цеху. Как заниматься синхронным плаванием в кислоте. Потому что вокруг было насилие, и есть. Оно Николая и съело».















