Укрепление демократических институтов, верховенство закона в частном секторе, а также борьба с коррупцией. Это – критерии, в отношении которых правительство Грузии должно предпринять шаги для восстановления в полном объеме американской финансовой помощи. 7 июля СМИ сообщили о разработке в Конгрессе США законопроекта, предусматривающего блокировку 15% поддержки Грузии. Оппозиция назвала этот жест «тревожным сигналом», а власти «ложью».
В декабре 2019 года Вашингтон заявил о выделении Тбилиси беспрецедентного пакета финансовой поддержки в размере 132 025 000 долларов. Беспрецедентным теперь эксперты называют новый этап в развитии грузино-американских отношений, связанный с риском приостановки части помощи.
Учредитель Центра стратегического анализа Грузии и эксперт в сфере обороны Нодар Харшиладзе отмечает, что негатив со стороны западных партнеров, который проявляется уже не на уровне просто заявлений и рекомендаций, а как конкретный результат потери части помощи, отразится на благосостоянии грузинского общества. А для правящей партии, по его словам, это станет еще большей дискредитацией в глазах западного мира.
«Это будет политическим самоубийством для «Грузинской мечты»
«Запад уже в открытую заявляет, что политика «Грузинской мечты» является предлогом для того, чтобы сократить помощь Грузии. Такие прецеденты были у Молдовы, потом там дошло до санкций Плахотнюка. «Грузинская мечта» должна, как минимум, остерегаться, потому что такие процессы никогда до хорошего не доводят. В конце концов, все это может перейти на личности. А когда это уже перейдет на личности, то это уже будет политическим самоубийством для «Грузинской мечты». Потому что в Грузии, которая очень много хочет от Запада, политики из санкционного списка вряд ли будут иметь какое-то будущее».
Политолог Гия Хухашвили говорит, что «ситуацию драматизировать не стал бы» из-за «некритичности» суммы. Но отмечает тенденцию изменения политики Вашингтона в отношении Тбилиси. По его словам:
«Американская политика из фазы стимулирования Грузии перешла в фазу принуждения»
«Это говорит о том, что американская политика уже не доверяет правильности тенденции развития грузинского правительства, и сейчас они попытаются принудить ее провести те реформы, которые важны, в первую очередь, для нас же. О чем идет речь? Речь идет о тенденциях коррупции, речь идет о судебной системе и о конкурентоспособности бизнеса», – говорит Хухашвили.
Для правящей партии, отмечает политолог, применение такой меры американцами стало бы серьезной проблемой.
«Когда ты риторически заявляешь, что у тебя все в порядке, а тебе говорят, что нет, и, если так будет продолжаться, вектор твоего развития может стать под вопросом – мы должны понимать это не просто как предупреждение, а что дальше может быть хуже. Даже вот эту меру можно считать в определенном смысле санкцией. А санкции могут только ужесточаться, идти по нарастающей. В этом, конечно, ничего хорошего для «Грузинской мечты» нет, – говорит Гия Хухашвили.
Грузинский дипломат, бывший посол Грузии в Великобритании Георгий Бадридзе неоднократно делал заявления, в которых, как он сам говорит, пытался посоветовать представителям «Грузинской мечты» не недооценивать те замечания, которые звучали из Вашингтона и «о которых они отзывались как о несерьезных».
«Финансовую поддержку нам дают, чтобы мы продолжали демократические реформы»
«Они характеризовали, например, доклад Республиканской партии в Конгрессе как слабый документ, что его вроде бы подписали только 13 конгрессменов и тому подобное. Они недооценивали значение тех посылов, которые представители Конгресса США на протяжение многих месяцев пытались довести до власти в Грузии. И, к сожалению, очевидно, что вот это послание еще не было в полной мере проанализировано. Меня удивляет, что в «Грузинской мечте» и парламенте не оказалось людей, которые не понимают, как действует политика в США, и не понимают значение Конгресса. Потому что всегда были такие отговорки, что Конгресс – это отдельное, и у нас все прекрасно определено с администрацией президента США. Из-за этого уже страдают интересы Грузии. Я бы советовал серьезнее относиться к советам и посылам», – говорит Бадридзе.
Дипломат отмечает, что сейчас Грузия оказалась «на заметке США», и за действиями грузинского правительства очень серьезно наблюдают.
«Поддержку, в том числе финансовую, нам дают, чтобы мы продолжали демократические реформы, а не просто так. Если будет очевидно, что «Грузинская мечта» пытается удержаться у власти любыми методами, то, конечно, как минимум, эта поддержка будет прекращена», – отмечает Бадридзе.
Политолог Гия Хухашвили надеется, что, как и в случае с избирательной системой, правительство Грузии, которое «подвержено силовому давлению», объявит о капитуляции.
Эксперт в сфере обороны Нодар Харшиладзе, в свою очередь, считает, что правящая «Мечта» пройдет свои привычные фазы: «Первая реакция, как всегда, – отрицание. Потом, думаю, оценивая прошлое реагирование, они будут говорить, что это опять Бокерия сделал или националы. Это будет тот же самый бред, который они озвучивали раньше. Не думаю, что они образумятся и начнут честно отвечать на вопросы. Скорее всего, снова попытаются запустить свою машину: будут утверждать, что это враждебные стране элементы опять обманули наших американских друзей».
Но дипломат Георгий Бадридзе предупреждает: предостережения и месседжи из Вашингтона могут быть прелюдией к настоящим санкциям.