С помощью вопроса энергоносителей Россия может попытаться изолировать Грузию и Азербайджан. Об этом заявил бывший помощник заместителя госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии, исследователь Атлантического совета США Мэтью Брайза в интервью грузинкой редакции «Голоса Америки».
На вопрос, как может повлиять на Грузию и Южный Кавказ переход отношений между двумя крупными региональными игроками — Россией и Турцией — в новую фазу, Мэтью Брайза ответил, что не ждет прямого влияния на Грузию.
«Я больше беспокоюсь о вопросе энергоисточников, с помощью которого Россия может попытаться изолировать Грузию и Азербайджан. Целью нефтепровода «Турецкий поток» является доставка российского газа в ЕС и сокращение инвестиций в энергосферу Азербайджана. На мой взгляд, это часть российской стратегии, которая нацелена на увеличение своего влияния в Грузии и Азербайджане», — заявил Брайза.
Турецкий поток
10 октября 2016 года Россия и Турция заключили официальное соглашение по газопроводному комплексу «Турецкий поток». Сухопутным участком газопровода будет владеть турецкая компания, а морским — российская.
Cогласно заявленным планам «Газпрома», строительство морской части газопровода «Турецкий поток» начнётся во второй половине 2017 года, обе нитки будут введены в срок до конца 2019 года.
Газопровод пройдет по дну Черного моря до европейской части Турции и далее, к границе с Грецией. Там будут построены резервуары для хранения топлива и дальнейшей транспортировки в Европу. 900 километров по морю, почти 200 километров по суше. 2 параллельные нитки каждая мощностью 16 миллиардов кубометров в год . По одной трубе газ пойдет в Турцию, по другой — транзитом в Европу.
Конкуренты
Проекты российского Газпрома на европейском направлении конкурируют с альтернативными газовыми маршрутами, в которых задействован Азербайджан. Успех российских газопроводов понижает европейские шансы азербайджанского газа в Европе и наоборот.
В энергетических кругах считается, что газопроводные проекты российского «Газпрома» — «Южный поток» и «Турецкий поток», и Южного энергетического энергетического коридора, являются конкурентами.
Южнокавказский газопровод (Баку — Тбилиси — Эрзурум, SCP) ведет от крупного азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию в Турцию. По территории Турции азербайджанский (каспийский) газ пойдет по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP).
Строящийся TANAP, который также является частью Южного энергетического коридора приступит к первым поставкам по ТАР в Грузию и Турцию в конце 2018 года, а в начале 2020 года.
Получателями газа могут быть страны Южной Европы. ТАР открывает возможность дальнейшего экспорта каспийского газа в Германию, Францию, Великобританию, Швейцарию и Австрию.
Как ожидается, строительство TAP и TANAP снизит зависимость юго-восточной Европы от российского газа.
Но, если раньше проекты имели явное превосходство над запрещенным «Южным потоком» и над когда то замороженным «Турецким потоком», то теперь газовая конкуренция со стороны России на европейском направлении для Азербайджана возвращается.
Следует напомнить, что «Северный поток-2» и «Турецкий поток» также дадут возможность полностью отказаться от использования украинской газотранспортной системы (ГТС) для поставок в Европу и Турцию. Таким образом Украина потеряет статус основного транзитера, ее место займет Турция.
Реакция ЕС
Эксперты уверенны, что руководство Европейский союза не «включит зеленый свет» «Турецкому потоку». По данным агентства Reuters, заявления относительно возобновления проекта газопровода вызвало недовольно в политических кругах ЕС.
В отличии от российских конкурентов, Еврокомиссия (ЕК) строительство ТАР одобрила. В ЕК признали — ТАР полностью соответствует европейскому законодательству. Эксперты усматривают за этим стратегический ход, который в будущем может перекроить энергетическую карту Старого Света. Речь идет о постепенном замещении российского газа азербайджанским и другими альтернативными топливными поставками.